Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «Рынок микрофинансирования в России: проблемы и перспективы». Её участники с оптимизмом смотрят на перспективы развития российского рынка микрофинансирования, и ожидают, что отрасль будет уверенно расти даже в условиях сохранения сложной экономической конъюнктуры.
Российский рынок микрофинансирования по итогам 2013 года может достичь отметки в 100 млрд руб., удвоившись по сравнению с прошлогодним уровнем – такие данные приводит агентство Euroresearch & Consulting. «Рынок растет достаточно устойчивыми темпами – в среднем, на 25% в год, - говорит генеральный директор ОАО “Финотдел” Екатерина Сидорова. – С учётом ожидаемого сохранения высокого спроса на услуги микрофинансовых организаций, есть все основания согласиться с аналитиками, которые ожидают роста российского рынка микрофинансирования к 2017 году до 170 млрд рублей. В числе основных драйверов роста рынка микрофинансирования можно назвать: устойчивое развитие МФО в регионах и малых городах; высокую долю населения с доходами ниже среднего (для которых недоступны банковские кредиты); упрощенный порядок получения заемных ресурсов в МФО по сравнению с кредитными организациями». Ввиду эффекта низкой базы потенциал развития у МФО очень большой, и составляет 320 млрд рублей, добавляет президент Ассоциации МФО Ярослав Кабаков.
Микрофинансовые компании представляют собой своеобразный проводник для малого бизнеса к доступным финансам, утверждает независимый член совета директоров ОАО «Финотдел», экс-замминистра финансов РФ Алексей Саватюгин: «Молодой предприниматель, ранее не обращавшийся в кредитные организации и не имеющий соответствующей кредитной истории, не сможет получить финансовые средства в банке. В МФО его шансы на получение займа повышаются в разы. Успешное погашение займов в микрофинансовых компаниях позволяет зарекомендовать себя как ответственного заёмщика. А поскольку все данные о клиентах передаются в БКИ, таким образом, бизнесмен в дальнейшем сможет обращаться как в МФО, так и в банки, выбирая для себя более дешёвые и оптимальные варианты привлечения заёмных средств. Таким образом, МФО выполняют важную социальную миссию в развитии класса предпринимательства».
По прогнозу г-на Саватюгина, спрос субъектов МСБ на микрофинансовые продукты в долгосрочной перспективе будет уверенно расти, что послужит драйвером роста для всего сегмента МФО, поскольку займы для МСБ формируют более 60% объёма всего рынка. С экспертом согласен г-н Кабаков, по мнению которого деятельность микрофинансовых организаций способствует вовлечению населения в малый бизнес и сокращению барьеров «для перерастания мелкого бизнеса в малый и средний».
Отличительной особенностью микрофинансовых организаций от структур, оказывающих аналогичные услуги, является социальная их направленность, утверждает аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Елена Шишкина: «Микрофинансовые организации предоставляют возможность гражданам, в том числе безработным, получить заём на развитие собственного дела, приобрести оборудование, повысить квалификацию работников, расширить спектр и повысить качество предоставляемых потребителям товаров и услуг». По словам г-жи Шишкиной, в период кризиса, когда объёмы банковского кредитования падают, услуги микрокредитования становятся ещё более востребованными.
Тем не менее, эксперты выделяют ряд факторов, препятствующих развитию микрофинансовой отрасли в России. «Основные проблемы рынка на сегодняшний день – это поиск фондирования и регулирование сегмента. Надеюсь, что с появлением мегарегулятора все необходимые компромиссы будут найдены, и сегмент микрофинансирования будет оказывать более эффективную поддержку малому бизнесу через МФО», - считает г-н Саватюгин.
Уровень контроля и надзора за деятельностью МФО на сегодняшний день недостаточен, соглашается аналитик ИК “Финам” Сергей Платонов: «Рынок микрофинансирования ещё очень молодой, и поэтому не все механизмы его регулирования созданы. На нём всё ещё присутствует определенная доля игроков, которые не подлежат контролю и осуществляют свою деятельность за рамками установленных правил».
Сейчас рассматривается очень много законодательных инициатив с целью урегулирования рынка МФО, в том числе и при участии крупнейших игроков рынка, к которым относится «Финотдел», говорит г-жа Сидорова: «Мы выступаем только за адекватные решения, которые ограничат доступ “серым” компаниям на рынок. А именно: установление минимального размера уставного капитала, отказ от упрощённой системы налогообложения и проведение обязательного ежегодного аудита по российским и западным стандартам». По словам г-жи Сидоровой, в обеспечении прозрачности рынка микрофинансирования заинтересованы сами его участники, и «Финотдел», как одна из крупнейших МФО, принимает активное участие в обсуждении законодательных инициатив и формировании стандартов работы отрасли.
Одним из важнейших законодательных решений стал перевод микрофинансовых организаций, прежде подконтрольных ФСФР, в ведение Центробанка с 1 сентября 2013 года, говорит генеральный директор Platiza.ru Илья Саломатов: «Сейчас в ЦБ активно обсуждаются вопросы о разделении рынка МФО на кредитование физлиц и юрлиц, а также о том, чтобы предоставить микрофинансовым организациям доступ к госсредствам».
В 2013 году наблюдалась активная работа по исключению из реестра недобросовестных компаний, говорит г-н Саватюгин: «Среди самых последних инициатив – принятие законопроекта о возможности создания микрофинансовыми организациями резервов по сомнительным долгам, которые учитывались бы при налогообложении (в настоящее время только банки наделены правом формирования резервов по сомнительным долгам в соответствии с налоговым кодексом)».