Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «Российский рынок сантехники: драйверы роста и перспективы развития». Её участники высоко оценивают потенциал российского рынка сантехники и ожидают продолжения роста доли отечественных производителей, продукция которых характеризуется высоким качеством.
Кризис затронул многие отрасли экономики, в т.ч. и российский рынок сантехники. Его снижение в 2009 году было компенсировано стабильным ростом рынка с 2010 года примерно на 15-20 % в год, отмечает председатель совета директоров ОАО «Торгово-промышленная группа Аэссель» Олег Аванесов.
Объём рынка сантехники в России составляет примерно $850 млн, говорит руководитель проектного направления ООО «Идеал Стандарт Рус» Владимир Токаев. «В натуральном выражении объём рынка сантехники на сегодняшний день составляет около 9,5-11 млн изделий в год. В ближайшие пять лет рынок сантехники может достичь значения в 29,7 млн изделий в год», - прогнозирует аналитик ИК «Финам» Сергей Платонов. При этом объём сегмента ванн, по оценкам г-на Аванесова, составляет около 1,3 млн единиц и 10 млрд рублей, из которых примерно 45-50% приходится на Москву и область.
Наиболее динамично на рынке ванн развивается сегмент акриловых ванн – за последние 15 лет он вырос с 5% до 35%, говорит г-н Аванесов: «Это подтверждается многочисленными исследованиями различных независимых агентств и логически объяснимо тем, что акрил является оптимальным материалом для ванн, так как акриловые ванны легко устанавливаются, хорошо держат температуру воды, имеют большое разнообразие форм и размеров, могут быть оснащены гидромассажными системами, просты в уходе, достаточно прочны и долговечны». На долю акриловых ванн приходится 30-34%, добавляет г-н Платонов: «В ближайшие 2-3 года доля акриловых ванн будет увеличиваться и может достигнуть 50%».
Основная масса представленной в России сантехнической продукции – импортного производства. По мнению участников организованной «Финамом» конференции, доля импорта составляет порядка 60-70%. Тем не менее, доля отечественных производителей имеет постоянную тенденцию к росту (например, в 2006 году доля российской продукции в сегменте ванн составляла лишь 20%), констатирует г-н Аванесов: «Конкурентное преимущество российских производителей заключается в логистике и сервисе – скорость исполнения заказов и удобство гарантийного и постгарантийного обслуживания».
Российские производители могут быстро реагировать на изменение потребностей клиентов, соглашается г-н Платонов: «Кроме того, отечественные производители, в отличие от иностранных, предоставляют более выгодные условия гарантийного обслуживания». При прочих равных условиях российская продукция не облагается таможенными пошлинами и сроки поставки её от момента размещения заказа значительно короче, добавляет г-н Токаев. «На сегодняшний день уровень технического оснащения производства и навыки сотрудников некоторых российских компаний ни в чём не уступают зарубежным производителям», - считает генеральный директор консультационной компании «Дымшиц и партнеры» Михаил Дымшиц.
По данным ВЦИОМ, на сантехнику экономкласса приходится 41% сантехники в России, на средний класс – 56%, товары класса люкс занимают 3% рынка. «На наш взгляд, наиболее интересными сегментами являются “средний” и “средний+”, которые формируют устойчивый спрос, приносят существенную доходность и имеют хорошую перспективу развития», - уверен г-н Аванесов. «Что касается “среднего” сегмента, то он очень неоднороден, - уточняет г-н Токаев. – Сюда попадают как коллекции базового класса известных международных брендов, так и продукты, произведенные в России».
Эксперты с оптимизмом смотрят на перспективы российского рынка сантехники. «При росте жилищного строительства на 4-5% в год, повышении платежеспособного спроса населения и увеличения доли реконструируемого жилья можно прогнозировать рост рынка сантехники на 10-15% в год», - прогнозирует г-н Токаев. «Специфика рынка сантехники, в частности, рынка ванн, душевых кабин и мебели для ванных комнат такова, что практически при любой экономической ситуации эти товары имеют длительный цикл покупки и приобретаются раз в 15-25 лет, обеспечивая тем самым стабильный спрос. Поэтому мы уверены в устойчивом спросе и его динамике на 20 и более процентов ежегодно», - прогнозирует г-н Аванесов.