Коммерческой или бизнес-ипотекой называется ипотечный кредит, который выдается банком заемщику на покупку объекта коммерческой недвижимости: офиса, склада, торгового или производственного помещения. На сегодняшний день данный сегмент рынка ипотечного кредитования развит довольно слабо. О том, почему коммерческая ипотека в России не пользуется популярностью и о том, что могло бы способствовать ее развитию в будущем, рассказывают специалисты отдела ипотечного кредитования ГК «МИЦ».
Основными заемщиками по коммерческой ипотеке выступают представители малого и среднего бизнеса. Как правило, стоимость приобретаемой ими недвижимости колеблется от 700 тыс. до 1 млн долларов.
В качестве залога по коммерческой ипотеке обычно выступает сам объект недвижимости, покупаемый по ипотеке. При этом для кредитной организации окажется весьма существенной юридическая сторона вопроса. Так, один банк согласится принять в качестве залога конкретный объект недвижимости, а другой, сочтя его рискованным и неликвидным, откажет в выдаче кредита. Коммерческая ипотека предполагает более короткий срок погашения кредита по сравнению с ипотекой на жилую недвижимость, который редко превышает 5-7 лет, а также более высокую процентную ставку – 12-20%, что приближается уже к процентной ставке по потребительскому кредиту. При этом размер первоначального взноса обычно составляет 35-40% от стоимости объекта.
«На сегодняшний день в России коммерческая ипотека развита довольно слабо, – сообщает руководитель отдела ипотечного кредитования ГК «МИЦ» Константин Шибецкий. – Это главным образом обусловлено тем, что компании предпочитают арендовать коммерческие помещения, а не приобретать их в собственность». Дело в том, что в любой момент компания может расшириться или, напротив, разориться, а аренда офиса позволяет большую мобильность.
Стоит также отметить, что росту популярности такого продукта, как ипотечный кредит на покупку коммерческой недвижимости, препятствует тот факт, что кредитным организациям зачастую довольно проблематично определить платежеспособность компании-заемщика. «К тому же, чтобы банк смог оценить бизнес, компания должна предоставить ему доступ к своей финансовой информации, а на такой шаг готовы далеко не все компании», – отмечает Константин Шибецкий.
Что касается будущего коммерческой ипотеки, то большинство специалистов рынка ипотечного кредитования сходятся во мнении, что в ближайшие годы популярность данного продукта не будет расти.