Ситуацию на московском рынке недвижимости в целом можно охарактеризовать кратко: рынок продавца сменился рынком покупателя. Однако первые все еще не верят в смену тренда, а вторые ждут дальнейшего падения цен. На рынке наблюдается застой.
При этом кризис сильнее сказался на первичном рынке жилой недвижимости, чем на вторичном. С августа 2008 года цена предложения квадратного метра в панельной новостройке в долларах упала с 6 370 до 4 261. Рублевые же цены практически не изменились, а в начале 2009 года даже подросли на фоне девальвации российской валюты. Аналогичную динамику показали жилые новостройки из монолита (80% предложения), с той лишь разницей, что цена квадратного метра в них примерно на 10% выше. На первый взгляд смена тренда не очевидна, по свидетельствам специалистов, реальные сделки сегодня осуществляются с дисконтом 25%-35% от первоначальной цены. Да и спрос не велик. Вопреки сезонности, за 2 последних месяца 2008 года число обращений от потенциальных покупателей сократилось почти в 1,5 раза. За первый квартал 2009 года (не рассматривая январь) спрос немного скорректировался вверх.
Наиболее востребовано сегодня жилье на конечном этапе строительства, где риск при покупке минимален. Но на наибольшую скидку покупатель может рассчитывать на начальном этапе строительства. К маю 2009 года цены в строящихся объектах снизились в долларовом эквиваленте в среднем на 25-30% по сравнению с пиками лета 2008 года. А цены реальных сделок и здесь существенно отличаются от цен предложения (дисконт до 35%).
Таким образом, сейчас рынок дает возможность совершить покупку на максимально выгодных условиях. Эксперты все же рекомендуют не затягивать со сделкой: набирающая темпы инфляция может обернуться для осторожных покупателей реальной потерей средств. Кроме того, объем предложений на первичном рынке существенно ниже аналогичного показателя на вторичном рынке жилья.
Более подробная статистика по всем сегментам рынка, выводы и прогнозы экспертов представлены в экспресс-обзоре компании «Академия Сервис»: «Обзор рынка недвижимости Москвы в условиях финансового кризиса. Итоги 2008г. Динамика на 1-й квартал 2009г. Прогнозы».
Компания «Академия Сервис» основана в 1994 году, специализируется на комплексном маркетинге и стратегическом консалтинге. В активе компании более 150 успешных проектов, реализованных на территории России, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Приобретен неоценимый опыт анализа различных рынков, как FMCG , так и отраслевых. Компании «Академия Сервис» доверяют более 400 клиентов. Специалисты компании, благодаря богатому опыту, профессионализму и высокой квалификации помогут вам найти правильное решение.