Не так давно в прокат вышел документальный фильм «Мусор» с Джереми Айронсом. Надо сказать, зрелище не для слабонервных. От вида прекрасных мест, превратившихся в гигантские помойки, становится не по себе. Но как ни отворачивайся, это факт, и подобное происходит ежеминутно и повсеместно. Что же делать? Ответ известен – перерабатывать отходы, которые сначала надо собрать и сортировать – нам, обычным гражданам. И тут начинаются сложности, да такие, что пришлось посвятить этой теме целую генерацию.
Первый в истории пример переработки мусора относится к 1031 году. Японцы собирали старую бумагу и делали из нее новую. Через 350 лет до аналогичной меры дозрели в США: неподалеку от Филадельфии открылась фабрика, производящая бумагу из бумажных отходов и тряпья. А в 1588-м британская королева Елизавета Первая даровала налоговые привилегии сборщикам старья – опять-таки сырья для бумаги.
Первопроходцем в деле селективного сбора мусора (ССМ) стал Запад. Оно и понятно: ввиду ограниченности ресурсов европейцы гораздо трепетнее, чем мы относятся к тому, что можно использовать повторно. Наша же страна и богатствами не обиженна, и подход в духе «после меня хоть потоп» весьма распространен. Но рано или поздно России придется заняться своим мусором, что она уже с успехом делала. Во времена Советского Союза стеклянные бутылки можно было сдать или, доплатив, обменять на полные, за макулатуру давали дефицитные книжки, а собирать металлолом регулярно гоняли пионеров. Время шло, система развалилась вместе с СССР, зато появились пластик и тетрапак. Жить стало легче: на смену тяжелому стеклу пришли легкие пластиковые бутылки, отпала необходимость носить с собой авоську - вместо нее появились стоящие копейки пакеты. И вал неразлагаемого мусора начал стремительно расти.
Пора от него избавляться! «Как?», - спросили мы авторов «Е-генератора». Сделав мусоропроводы специализированными, с секциями под каждый вид отходов; меняя сортированный мусор на наклейки, которые конвертируются в деньги и скидки; начав с чего-то одного, например пластика, выделяя под него отдельные контейнеры; организовав конкурсы для чиновников на местах, - ответили эксперты. Среди лучших идей также фигурировали полный отказ от неразлагаемого мусора и организация нестандартных промо-акций сортировки отходов, в частности с участием полуобнаженных дев.
Одна из экспертов поделилась целой экологичной программой. Из-за несоблюдения регламента идеи в генерацию не попали, но упомянуть о них считаем нужным. Девушка высказала здравую мысль о повторном использовании бывших в употреблении вещей без переработки. Из досок от старой мебели строится новая; алюминиевые банки разрезаются и прибиваются к крыше как черепица, одежда перешивается в игрушки или лоскутные панно и так далее. Вместо изготовления «тары - будущего мусора» автор предлагает делать упаковочные изделия, пригодные для дальнейшего употребления. Например, разливать напитки в канистрочки и бочонки, которые потом пригодятся на даче. Ёмкости для майонеза могут выглядеть как цветочные горшки или служить защитными касками. Прекрасная идея!
Если делать общие выводы по всем 200-м поступившим предложениям, мнение народа таково – без вмешательства государства сделать сортировку мусора повсеместной не получится. Пока не будет создана инфраструктура, приняты нужные законы и введены РЕАЛЬНЫЕ штрафы за их несоблюдение – как без этого!, система не заработает, а потому проблема мотивации ССМ в данный момент неактуальна, считают авторы. Последнее утверждение можем оспорить на месте. Пример из жизни: в одной крупной московской компании силами добровольцев появились контейнеры «Спаси дерево». И хотя стоят они в стратегических важных местах - у принтеров - ненужные бумаги в них выбрасывают далеко не все. Скорее всего, не со зла, а от незнания, недумания и отсутствия привычки. А вы говорите «не надо мотивировать».
Факт: Заводы по переработке мусора создают в 10-20 раз больше рабочих мест, чем мусоросжигающие предприятия.
Но есть и хорошие новости: многие уже готовы вести экологичное существование и пытаются это делать несмотря ни на что. Кто-то сумел организовать «безотходную» жизнь на собственной даче, кто-то чистит берега рек во время походов, кто-то вынашивает идеи экологичного бизнеса на мусоре.
Более того, скажем не по секрету, уже есть реально работающие проекты, которые занимаются ССМ (подробности ниже, в «Инструкции…»). И не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Ярославле, Новосибирске и других городах нашей необъятной родины.
Однако жизнь по зеленым нормам непроста. Зато интересна. Проще всего пристраивать одежду: ее много где принимают; ненужные вещи можно раздать через доски бесплатных объявлений или поступить не очень цивилизованно - сложив в отдельный пакет, выставить рядом с помойкой. Сложнее с техникой. К примеру, вывоз на утилизацию стиральной машинки в Москве обойдется в сумму от 800 руб. И платить будут не вам, а вы. Сдача ртутного термометра может занять несколько дней. Как рассказала одна из наших авторов, москвичка, сначала ей пришлось обзвонить с десяток организаций - санэпидемстанцию, МЧС, управу, ДЭЗы, а в итоге ехать на другой конец столицы, потратив на дорогу четыре (!) часа. И все ради двух термометров. А ведь еще есть батарейки, старая оргтехника, лампочки и тд и тп. Однако люди готовы тратить на это время и силы.
Факт: В результате уничтожения пластмассы на мусоросжигательных заводах вырабатывается диоксин – химический компонент, входивший в состав смеси Agent Orange, которую американцы применяли во Вьетнаме в качестве химического оружия.
Почему? Ради внутренней гармонии, простите за высокий слог. Знать, что твои действия хотя бы в малой толике улучшают жизнь на Земле, дорого стоит. А можно найти и более приземленные причины. Мы, русские, любим трудности. Сортировать отходы в Швеции сможет любой дурак – там повсюду специализированные мусорки, другое дело делать это в России. У нас подобные вещи сродни подвигу, который так дорог национальному характеру. Через тернии к звездам, короче говоря.
Не исключено, что в итоге благодаря гражданам, решившим не ждать «милостей от природы», идея сортировки и переработки мусора сможет пробиться снизу вверх, до САМОЙ Госдумы, вопреки закону «политического тяготения». Не все ж с геями и оральным сексом бороться. Пусть депутаты зреют, а мы, давайте, займемся делом.