В августе 2013 года компания Discovery Research Group завершила исследование Российского рынка нефтяных масел: моторные, трансмиссионные и индустриальные масла.
Рынок нефтяных масел из-за со своей специфики не поддается единообразному комплексному изучению. В связи с этим, компания Discovery Research Group в данном исследовании предлагает собственную классификацию смазочных материалов.
Так, в производстве нефтяных масел по итогам 2012 года в России лидируют моторные масла, их доля составляет 43,5% выпуска (без учета базовых масел), то есть 634 тыс. тонн в натуральном выражении. Почти столько же в 2012 году приходилось на выпуск индустриальных масел. Наименьший объем новой продукции составляют трансмиссионные масла. Стоит отметить, что трансмиссионные масла представляют собой единственную категорию масел, которая имеет положительные темпы роста в период с 2009 по 2012 год. Причем с 2011 года объем производства увеличился на 28,6%. Дальнейшее увеличение производства будет инициироваться обновлением автопарка России и вводом новых производственных мощностей.
По оценкам Discovery Research Group, объем рынка моторных масел в 2012 году составил 579,57 тыс. тонн в натуральном выражении, где 353,11 тыс. тон пришлось на масла для дизельных двигателей и 202,6 тыс. тонн – на универсальные масла. Доля импорта в натуральном выражении в объеме отечественного рынка моторных масел достаточно велика: в 2012 году данный показатель составил 41,8%. Аналитики отмечают, что подобная ситуация будет наблюдаться и в ближайшие пять лет. Лидирующие позиции среди компаний-производителей импортных моторных масел принадлежат концерну Shell, Exxonmobi, British Petrolium, SK Lubricants и Total.
Объем рынка индустриальных масел в России в 2012 году оценивается в 472,6 тыс. тонн в натуральном выражении. При этом, в последние несколько лет наблюдается рост внутреннего потребления индустриальных масел, которое коррелирует с увеличением промышленного производства в стране. Особенно быстрыми темпами растет спрос на более качественные легированные индустриальные масла.
Объем рынка трансмиссионных масел в России в 2012 году составил в 89,33 тыс. тонн в натуральном выражении. Маркетинговое агентство Discovery Research Group оценивает потенциал рынка трансмиссионных масел как высокий. Рост внутреннего производства, а так же возрастающая доля импорта позволят увеличить объем рынка до 113,55 тыс. тон уже к 2015 году.
Основными факторами, сдерживающими развитие рынка нефтяных масел, являются: снижение цен на нефть и износ производственных мощностей (большинство заводов были построены в 50-е годы).
К факторам, которые оказывают положительное влияние относятся: обновление парка индустриальных машин, улучшение качества масел, рост объема нефтедобычи и расширение автопарка России.