На сегодняшний день в сфере саморегулирования в строительстве действуют единые правила регулирования для всех. Выдаваемые допуски к выполнению различных видов работ, внесенных в Перечень, ни в коей мере не отражают отраслевых особенностей саморегулируемых организаций и соответствующих областей деятельности.
Законодательно установленные требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, носят общий характер и применяются к членам самых различных саморегулируемых организаций стройкомплекса. Данные критерии отличаются лишь некоторыми «количественными» или «качественными» показателями согласно минимальным требованиям, изложенным в российском законодательстве.
При этом довольно очевидно, что одни и те же виды работ, выполняемые на разных типах объектов, потенциально могут оказывать совершенно различное влияние на их безопасность. За примерами далеко ходить не надо – достаточно вспомнить об объектах электроэнергетического комплекса. Понятно, что существует достаточно обширный список случаев, когда к лицам, осуществляющим те или иные виды работ, целесообразно было бы предъявлять дополнительные квалификационные требования.
Реализовать подобную систему возможно путем формирования так называемых отраслевых саморегулируемых организаций, объединяющих строительные организации одного профиля. Для подобных СРО можно предусмотреть аккредитацию на уровне федеральных органов исполнительной власти. Безусловно, к организациям - членам подобных СРО необходимо применять особые требования, в полной мере отражающие их отраслевую специфику. Такой подход позволил бы в короткие сроки добиться существенного роста безопасности объектов как минимум в тех отраслях, которые наиболее чувствительны к данному вопросу.
Для классификации строительных СРО по отраслевому признаку необходимы определенные критерии. В нашей статье мы хотим предложить шесть общих принципов классификации.
Прежде всего, в отраслевой строительной СРО не менее 50% от общего количества членов должны составлять организации, выполняющие работы соответствующего профиля. Например, для гидротехнического строительствв – это строительство плотин (дамб), монтаж гидротурбинного и гидрогенераторного оборудования, электрооборудования, технологических систем, систем АСУ ТП и т.д.
Далее, в исполнительном аппарате СРО должно быть не менее 10 сотрудников, осуществляющих проверку организаций на соответствие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к работам, а также реализующих контроль за соблюдением требований к выдаче свидетельств. При этом не менее чем две трети сотрудников исполнительного аппарата СРО должны иметь профильное высшее техническое образование или диплом о соответствующей профессиональной переподготовке. Кроме того, если говорить о гидротехническом строительстве, указанные лица должны быть аттестованы по правилам, установленным Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по областям аттестации А (общие требования промышленной безопасности) и Г1 (требования к порядку работы в электроустановках потребителей). Также сотрудники данной категории должны проходить повышение квалификации по направлению, указанному в дипломе о высшем образовании с периодичностью, установленной законодательством РФ.
В отраслевой СРО должен присутствовать специализированный орган, ответственный за проведение технической экспертизы - Экспертный совет. Экспертный совет должен формироваться из 5 экспертов с высшим техническим образованием и, в рамках нашего примера, со стажем работы в энергетической отрасли не менее 10 лет.
Отраслевая СРО обязана разработать требования к учебным планам по повышению квалификации и профессиональной переподготовке сотрудников организаций – членов СРО. В требованиях необходимо учитывать отраслевую специфику саморегулируемой организации.
Кроме того, в отраслевой СРО должны существовать дополнительные требования к членам СРО, в которых в полной мере будут отражены упомянутые отраслевые особенности работ на объектах.
Наконец, отраслевая СРО должна подготовить требования, обеспечивающие защиту интересов заказчиков и исполнителей строительных работ. Подобные требования необходимо оформить в виде нормативного документа СРО, утверждаемого Общим собранием членов СРО.
Перечисленные принципы классификации можно считать необходимыми, но не достаточными критериями классификации отраслевых СРО. Для того чтобы СРО считалась отраслевой, необходимо, чтобы определенным критериям соответствовали и члены организации.
В качестве таких критериев могут применяться: наличие опыта выполнения аналогичных работ; наличие в штате организации определенного количества работников с соответствующим профессиональным разрядом и стажем работы; наличие необходимой материально-технической базы; выполнение квалификационных требований в сфере охраны труда руководителями и специалистами организации; наличие сертифицированных систем управления проектами и менеджмента качества.
Как отмечает Дмитрий Мурзинцев, генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс», сформулировавшей вышеприведенные принципы: «Возможно, отдельные пункты предлагаемых требований к отраслевым СРО могут показаться достаточно жесткими. Однако все они обосновываются чисто практическими соображениями, направленными на повышение безопасности объектов капитального строительства в тех отраслях, где это имеет особое значение. Безусловно, мы готовы обсуждать данные критерии с самым широким кругом заинтересованных лиц и приглашаем всех к проведению открытой профессиональной дискуссии, которая позволит сформировать оптимальный список требований к отраслевым СРО и их членам».