В российском законодательстве пока отсутствуют достаточные правовые условия для привлечения серьезных инвестиций в долгосрочные строительные проекты, к такому неутешительному выводу пришли участники конференции «Инвестиционные решения в строительстве: бизнес-пространство для инноваций», которая состоялась 17 июля 2013 года в гостинице «Ренессанс Олимпик».
Организаторами профессиональной дискуссии выступили НП «СРО «Альянс строителей», НП «СРО «Совет проектировщиков» и компания OCG при активной поддержке Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), Национального объединения проектировщиков (НОП), Гильдии управляющих и девелоперов, Центра развития государственно-частного партнерства.
С приветственным словом к участникам обратилась эксперт строительной отрасли, генеральный директор АНО НТЦ «ТехноПрогресс», кандидат технических наук, доцент Светлана Шевченко. Она отметила необходимость стимулирования процессов, способствующих вовлечению финансовых средств в реальный сектор экономики, которым является строительная отрасль:
- Принимая во внимание заявления чиновников о том, что к 2020 году объемы ввода жилья в России должны достигнуть 1 квадратного метра на человека в год, мы обязаны возводить 140-150 млн. кв. метров жилья. Следовательно, строить новую инфраструктуру, дороги, мосты, коммуникации – способствовать реализации проектов комплексного освоения территорий и развитию промышленности строительных материалов.
Государство, как партнер
По словам докладчиков, частичным решением проблем привлечения инвесторов в строительство может стать реализация проектов на принципах государственно-частного партнерства. Как отметил, старший менеджер отдела налогообложения и юридических услуг Ernst&Young в России и СНГ Дмитрий Царев базовый законопроект о ГЧП довольно долго обсуждался в бизнес-сообществе и органах государственной власти. Весной документ прошел первое чтение в Государственной Думе, и планируется, что уже осенью закон будет принят.
Эксперт отметил, что в настоящее время более чем в 60 российских субъектах существуют региональные законы о ГЧП. Главным образом целью разработки местного законодательства явилась попытка хоть как-то защитить интересы региональных инвесторов.
- Федеральный закон не отменяет действие региональных законов, если они ему не противоречат. В большинстве случаев, так и есть. Они продолжат действовать. Для инвестора наличие федерального закона это значительный плюс по сравнению с региональным законодательством. Ухудшения положения инвесторов точно не произойдет, будем надеяться, наоборот улучшится, - подчеркнул Дмитрий Царев.
В данный момент идет подготовка текста законопроекта ко второму чтению. В документ могут быть внесены предложения о включении процедуры проведения конкурса на основе понятия множественности лиц, выступающие на стороне публичного партнера. Кроме того, предполагается включение в определение ГЧП взаимного распределения рисков между частными и государственным партнерами, а также корпоративной формы государственно-частного партнерства, то есть возможности создания юридических лиц с государственным участием для реализации проекта ГЧП.
Законные изменения, дополнения и соглашения
Не секрет, что значительная доля инвестиций в строительство составляют средства, выделяемые из государственных и муниципальных бюджетов на возведение тех или иных объектов. Происходит это в том числе и потому, что множество вопросов у бизнес-сообщества по-прежнему вызывает закон №44-ФЗ «О федеральной контрактной системе», который должен заработать с 1 января 2014 года.
- Закон совершенно сырой и нет ни одного нормативно-правового акта, который позволил бы начать работать по этому закону. Для того чтобы он выступил в силу необходимо принять около 60 нормативно-правовых актов. На данный момент активно обсуждаются только 2 документа, - отметила в рамках своего выступления член исполнительного комитета НП «Экспертное сообщество профессионалов госзаказа», генеральный директор Центра подрядных торгов в строительстве Мария Изварина.
Эксперт также познакомила слушателей с основными нововведениями, которые представляет документ по сравнению с печально известным №94-ФЗ. Новый закон теоретически должен обеспечить качественное проведение подрядных торгов и выбор подрядчиков, которые смогут реализовать проект в соответствии с требованиями заказчика.
- Выбор будет происходить при помощи конкурсной процедуры, а не аукционной. В частности, введены дополнительные нормы: двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием. Это позволит помимо требований к опыту и квалификации подрядчика выдвигать дополнительные требования к его финансовым и материальным ресурсам. Также закон предусматривает трехлетнее планирование закупок. То есть, чтобы провести ремонт больницы в 2016 году, он должен быть запланирован вместе с бюджетом в 2013 году. Как это будет работать – большой вопрос, - подытожила Марина Изварина.
В свою очередь старший юрист Legal Capital Partners Светлана Дубинчина отметила, что закон о концессионных соглашениях, несмотря на «пробуксовки», по-прежнему остается одним из работающих механизмов реализации проектов государственно-частного партнерства в России.
По ее словам в настоящий момент ведется работа над проектом поправок в федеральный закон №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»:
- Закон постоянно совершенствуется, но очень ассиметричен. В зависимости от сферы применения гарантии прав инвестора могут различаться. Наиболее продвинутой частью считаются концессионные соглашения, применяемые к строительству объектов автодорожного хозяйства. Ключевая цель разработчиков – распространить позитивный опыт автодора на другие сферы деятельности.
Предлагается внести поправки в статью 30 Земельного кодекса РФ об отмене конкурса на право предоставления земельного участка в рамках реализации концессионных соглашений. По словам эксперта, предложения, скорее всего, будут вынесены на рассмотрение Правительства осенью этого года.
Практическое применение
Об инвестиционных решениях в малоэтажном строительстве рассказал вице-президент НАМИКС Валерий Казейкин. По его словам, даже региональные законы о ГЧП позволяют успешно выполнять крупные проекты по малоэтажному строительству с комплексным освоением территорий. В прошлом году объем строительства составил 65 млн. квадратных метров жилья, из них почти 52% - малоэтажное строительство.
- Уже сейчас закон позволяет строить объекты социальной, жилищно-коммунальной сферы. Понятно, что местные законы учитывают собственные интересы регионов, а появление федерального закона, хоть и рамочного, поставит всех в одинаковые условия, - акцентировал Валерий Казейкин.
По словам докладчика, осенью по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева может появиться законопроект, согласно которому строителям будет возвращаться половина уплаченных налогов. Эти средства планируется инвестировать в развитие социальной сферы и инженерные коммуникации, с целью снижения стоимости квадратного метра.
Основные изменения в гражданском законодательстве в части их влияния на инвестиции в строительстве рассмотрел партнер «Пепеляев Групп» Алексей Коневский. По его словам, подготовлен ряд важных законопроектов, регулирующих земельно-правовые отношения. Документы активно обсуждаются в Государственной Думе. Однако, несмотря на глобальность готовящихся изменений, эксперт отметил, что, по мнению иностранных инвесторов, российское законодательство не сильно хуже мировых практик:
- Иностранцев пугают постоянно меняющиеся правила игры и невозможность предсказать, что с ними произойдет, например, завтра. Нашей правовой системе не хватает стабильности и предсказуемости. Прежде чем вносить какие-то глобальные изменения в законодательство нужно несколько лет обсуждать и взвешивать каждое решение.
Подводя итог встречи, участники конференции сошлись во мнении, что необходимо внести изменения в действующее законодательство таким образом, чтобы позволить развиваться институту государственно-частного партнерства, не только в строительной отрасли, но и в остальных сферах российской экономики. Для этого необходима слаженная работа государственных структур и бизнес-сообщества. Без тесного сотрудничества и координации действий которых невозможно решить проблему привлечения инвестиций в государственные проекты.