В июле 2013 года маркетинговое агентство DiscoveryResearch Group завершило исследование российского рынка потолочных плит из минеральных материалов.
Рынок потолочных плит из минеральных материалов является сегментом рынка подвесных потолков. Его особенность – применение данных материалов преимущественно в секторе коммерческой недвижимости (офисные центры, торговая недвижимость, транспортные узлы (аэропорты, вокзалы), больницы). Если раньше на нем были представлены только плиты с ограниченными декоративными функциями (белая поверхность с различным рисунком), то теперь плиты используются и для реализации дизайнерских решений (разные цвета, фактуры, улучшенные потребительские свойства). Основным сырьем плит, продаваемых в России, является каменная вата: на ее долю приходится порядка 1% плит в натуральном выражении и порядка 15% - в стоимостном.
Потребности российского рынка в потолочных плитах из минерального сырья на 90-95% покрываются за счет импортных поставок, внутреннее производство еще только начинает налаживаться. Первая производственная площадка на территории России начала свою деятельность в конце 2010 г. (торговая марка Nomiphon). В 2012 г – еще одна (Rockfon), на конец 2014 г. запланирован запуск производства еще одного крупного мирового производителя. Таким образом, потребности внутреннего рынка всё больше будут покрываться за счет производства.
За период с 2010 г. по 2012 г. объем рынка в натуральном выражении увеличился примерно в 1,5 раза – это обусловлено активной посткризисной реализацией проектов по строительству торговых и офисных центров, а также вводом в эксплуатацию олимпийских объектов.
В зависимости от потребительских свойств строится ценовая дифференциация плит. Так, на небрендированные плиты китайского производства устанавливается наиболее низкая цена за кв.м., на плиты, обладающие акустическими и/или гигиеническими свойствами – более высокая. Пока наибольшей популярностью пользуются недорогие плиты эконом-сегмента – именно они и производятся на территории страны. Основным импортером плит является Китай, однако в стоимостном выражении на его продукцию приходится не более 30-35%.