Люди встречаются, люди влюбляются, женятся…Слова известной песни отражают настроение влюбленных, которые главный день в своей жизни хотят сделать сказкой. Цветы, кольца, где-нибудь на берегу океана. Сказка свершилась, брак зарегистрирован и, в соответствии со статьей 158 Семейного Кодекса РФ, признается действительным на территории РФ, если в момент заключения брака соблюдены требования законодательства той страны, где был заключен брак.
Далее начинаются суровые будни и, зачастую, они показывают, что люди друг другу не подходят, сказки не случилось и результатом этого является принятие решения о разводе.
Главное.
Из практики: обратившиеся ко мне супруги, граждане Российской Федерации, зарегистрировали свои отношения на территории республики Куба, о чем было выдано свидетельство о браке и сделана запись в книге актов регистрации, данное свидетельство должным образом заверено и переведено на русский язык. Перевод также заверен нотариусом города Москвы, о чем сделана запись в реестре.
Семейная жизнь не сложилась и принято обоюдное решение развестись.
Где расторгнуть данный брак?
Семейный Кодекс РФ предусматривает расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, или в судебном порядке, в случаях наличия общих несовершеннолетних детей, либо отсутствия согласия одного из супругов на расторжение брака либо при уклонения одного из супругов от расторжения брака в органах ЗАГСа.
Казалось бы, должен расторгаться в органах записи актов гражданского состояния, так как оснований для судебного расторжения брака не имеется (общих несовершеннолетних детей нет, взаимное согласие на расторжение брака, наоборот, есть).
Обратившись в органы ЗАГС по месту постоянной регистрации как супруга, так и супруги, везде получили устный отказ с формулировкой - "мы не можем развести то, что у нас не зарегистрировано".
Семейный кодекс РФ не дает прямого ответа на этот вопросы, ограничиваясь указанием, что браки расторгаются с соблюдением законодательства Российской Федерации. Изученные междунарнодно нормативно-правовые акты также не дали исчерпывающего ответа, поскольку действующий на данный момент договор о правовой помощи по гражданским, уголовным и семейным делам между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Куба, говорит о том, что зарегистрированный брак расторгается при применении законодательства договаривающейся стороны, гражданами которой являются супруги в момент подачи заявления.
В договоре между Российской Федерацией и Республикой Куба о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам, который на данный момент еще не ратифицирован, данный вопрос урегулирован уже более детально. Так, пункт 1 статьи 24 Договора говорит, что «по делам о расторжении брака применяется законодательство и является компетентным учреждение юстиции той Договаривающейся Стороны, гражданами которой являются супруги на день подачи заявления». В пункте 4 статьи 24 уже есть указание на то, что расторжение брака осуществляется судом: «суд, являющийся компетентным в вопросах расторжения брака, компетентен также в вопросах разрешения споров о воспитании детей и о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей».
Но, повторно обращу внимание на то обстоятельство, что данный договор только подлежит ратификации, а действующим, пока, является договор между СССР и Республикой Куба от 1984 года.
Со многими другими странами, куда счастливые влюбленные едут для заключения брака (Чехия, Кипр, Франция, Сейшелы и другие), договоров о правовой помощи вообще не заключено.
Возникает ситуация, когда брак заключен и признается, но расторгнуть его не получается, ввиду отсутствия записи регистрации в органах ЗАГС Российской Федерации. Замкнутый круг. Люди, зарегистрировавшие свои отношения в райских уголках планеты, не могут расторгнуть свои отношения также сказочно просто, как и регистрировали их.
Супругам гораздо проще заявить о своем несогласии на прекращение брака и расторгнуть его в судебном порядке, но в нашем случае оба были принципиальны и категоричны в этом вопросе и никто не хотел признавать себя несогласным на расторжение и тем более ждать до трех месяцев, положенных по законодательству для примирения.
Решением проблемы становится обращение в суд с заявлением об оспаривании отказа органов ЗАГСа от регистрации расторжения брака, после удовлетворения которого органы ЗАГС оформят расторжение брака, но такой путь представляется очень запутанным и тернистым.
На мой взгляд, законодателю стоило бы обратить внимание на существование данной проблемы и разрешить ее, установив более конкретные и исчерпывающие правовые нормы, тем более, что заложников подобной ситуации становится все больше и больше.