Творчество — удел не только художников, музыкантов, писателей и представителей прочих креативных профессий. В посещении вдохновения нуждаются и работники компаний самых разных направлений, перед которыми возникают такие задачи, как изобретение нового продукта, совершенствование уже существующего, расширение ассортимента товара, да и просто необходимость найти выход из нестандартной ситуации.
Существуют целые методики, позволяющие развить или активизировать творческое мышление и эффективно использовать его для решения производственных проблем. Поскольку анализировать эти методы можно часами, мы кратко остановимся лишь на некоторых из них.
Мозговой штурм
Цель этого метода — генерировать как можно больше разнообразных идей и решений любых задач, из которых потом можно выбрать оптимальные. В мозговом штурме (брейнсторминге), как правило, участвуют две группы — генераторы идей и критики (порождение идей и их анализ может осуществлять и одна группа, но тогда эти процессы нужно разделить во времени). Руководит сессией модератор, от которого во многом зависит успех всей затеи, ведь он не только отвечает за соблюдение правил штурма, следит за временем и записывает идеи, но и стимулирует креативность с помощью вспомогательных вопросов, если активность падает.
После того как членам групп объясняют задачу, начинается сам процесс брейнсторминга: участники высказывают все идеи, которые приходят в их светлые головы, облекая свои мысли в максимально краткие формулировки. Необычные и даже абсурдные идеи только приветствуются. При этом совершенно недопустима любая критика или оценка (даже позитивная). Также не следует ограничивать количество идей, ведь для данного метода чем их больше, тем лучше.