Средний ежемесячный трафик торгового центра в Москве площадью 80-90 тыс кв м составляет приблизительно от 30 до 50 тысяч человек. Это в 3-4 раза больше, чем в странах Европы, где количество торговых площадей на человека в пять раз превышает показатель по России и по Москве.
«Это означает, - говорит Сергей Креков, генеральный директор УК Clever Estate, - что никакие дополнительные маркетинговые акции, направленные на усиление трафика, не имеют смысла, до тех пор, пока у нас не будет такой же жесткой конкуренции в сегменте торговой недвижимости, как в Европе. Тем не менее, оттуда уже пришел тренд, подхваченный некоторыми девелоперами коммерческой недвижимости здесь в России. Речь идет о создании на базе торгово-развлекательных центров неких социально-адаптированных площадок, не имеющих отношения к торговле и развлечениям, которые смогут аккумулировать на себя постоянный дополнительный трафик. В Европе их называют destination point. Так, например, при строительстве некоторых ТЦ во Франции и Марокко, где проживает большое количество мусульман, были предусмотрены площадки-молельни, что обеспечило торговым центрам дополнительный приток посетителей. Как рассказывают наши коллеги, - продолжает Сергей Креков, - хорошим спросом пользуются также детские образовательные центры и разные подобные социальные пространства».
В Европе эта идея впервые возникла там, где объекты торговой недвижимости расположены с густотой 3-5 объектов в одной шаговой доступности, имеют примерно одинаковый с точки зрения продуктовой линейки набор якорных арендаторов, одинаковые фудкорты, рестораны и кинотеатры, и действуют в синергии, аккумулируя общий трафик на точку. В этом случае, destination-площадки эффективно работают, как инструмент для перенаправления людского потока на «свой» ТЦ.
В силу низкой конкуренции в сегменте ТРЦ, в России этот тренд пока ничем не обусловлен, и основной приток покупателей по-прежнему, опирается на два ключевых фактора: месторасположение торгового центра и основных арендаторов. Но, думая о дальнейшем развитии рынка торгово-развлекательной недвижимости, некоторые девелоперы предусматривают наличие destination point в новых ТРЦ.
Некий опыт создания таких площадок есть у крупных торговых центров. Однако, они несут исключительно развлекательные функции (гейм-зона, океанариум, планетарий, каток, роллеродром и т.д) и не являются основным инструментом привлечения посетителей. «Более того, - добавляет Сергей Креков, - уже через полгода после их открытия они становятся убыточными. Для осмотра океанариума и планетария достаточно одного раза. Роллеродромы и катки в торговых центрах один и тот же посетитель посещает менее одного раза в месяц. Дольше всего «живет» гейм-зона, но и она не поднимает средний чек торгового центра. Потому что ее основная целевая аудитория – это подростки и молодежь, ограниченные в средствах. Они потребляют ресурсы торгового центра – электроэнергию, wi-fi, но не делают серьезных покупок, на что рассчитывают девелоперы, создавая такие площадки».
Тоже самое, по мнению Сергея Крекова, ожидает и destination point в ТРЦ. На российском рынке коммерческой недвижимости есть как минимум, три фактора, которые могут воспрепятствовать тому, чтобы эта идея работала, как в Европе. Первое – особенности локации торговых центров. В Москве и в ближайшем поясе московской области торговые центры расположены либо в зоне максимального трафика (метро и магистрали) либо в 15-минутном удалении от них. Если это торговые центры одного типа и масштаба, они, как правило, работают в мультиплексе. И создание destination point в ТЦ первой линии не увеличит трафик, так как он и так является максимальным для данной точки. Создание же площадки в «удаленном» ТЦ, по мнению специалистов УК Clever Estate, сработает не столько на «удаленный» ТЦ, сколько на мультиплекс в целом, увеличив поток покупателей и для торгового центра первой линии.
Второй фактор – это, в отличие от Европы, отсутствие на российском рынке коммерческой недвижимости специалистов, которые могут сделать подобный формат жизнеспособным. Пока девелопер будет вынужден делать это сам. И третий фактор – ограниченный круг и тематика destination point, которые могли бы сочетаться с основной аудиторией ТЦ, обусловленной якорными арендаторами, и периодически обновляться под эту аудиторию.
«Безусловно, если этот тренд получит свое развитие, - говорит Сергей Креков, - то первопроходцы снимут свои сливки. А потом, когда такие площадки станут повсеместными, ажиотаж спадет. Так было в свое время с катками, роллеродромами… И просчитывать эффективность такого новшества надо не с учетом пика популярности, а беря в расчет то время, когда тренд уже станет повседневностью».