20 июня 2013 года в Госдуме РФ прошли парламентские слушания на тему: «Информационная открытость и саморегулирование в строительной отрасли», организованные Комитетом по земельным отношениям и строительству.
В мероприятии приняли участие: председатель Комитета Госдумы ФС РФ по земельным отношениям и строительству Алексей Русских, первый заместитель председателя Комитета ГД по вопросам собственности Валерий Селезнев, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Росляк, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству Мартин Шаккум, президент Национального объединения проектировщиков Михаил Посохин, вице-президент НОСТРОЙ Виктор Опекунов, руководитель аппарата НОСТРОЙ Илья Пономарев, а также представители Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, руководители крупнейших строительных организаций и саморегулируемых организаций, в числе которых Ассоциация СРО «Единство».
Главной темой слушаний стал вопрос информационной открытости системы саморегулирования в связи с вступлением в силу федерального закона № 113-ФЗ от 07.06.2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций».
Принятый закон существенно расширяет перечень требований к саморегулируемым организациям в сфере раскрытия информации с целью обеспечить максимальную прозрачность их деятельности и деятельности членских организаций. Устанавливаются единые требования к ведению реестра членов, а также перечень сведений, находящихся в открытом или ограниченном доступе. В числе обязанностей, возлагаемых на СРО — наличие сайта в сети «Интернет», на котором должна быть информация о собственной деятельности и реестр членов партнерства. Основные положения закона вступают в силу через 180 дней со дня его опубликования, а нормы, устанавливающие административную ответственность – через 1 год.
По словам Мартина Шаккума, альтернативы саморегулированию уже нет, так как «мосты сожжены»: государственные органы упразднены и сегодня нужно работать с тем, что есть, улучшая работу саморегулируемых организаций и национальных объединений.
«Что касается публикаций о нарушениях в национальных объединениях, о которых писали некоторые сайты – это вопрос с которым национальное объединение должно само справляться, так он никак не касается ни законодательства, ни компенсационных фондов. Прошли определенные кадровые перестановки, надеюсь, коллеги сами решат свои внутренние вопросы», — подчеркнул Мартин Шаккум.
Он также отметил, что определенным показателем для него стало посещение годовых собраний ряда СРО, где в качестве участников были «даже не вторые лица» строительных организаций. «Руководители предприятий, к сожалению, не участвуют в этом вопросе. То есть саморегулирование еще не стало саморегулированием в должной мере», — подчеркнув, что это напрямую связано с «коммерческими» СРО. «Пока существует такое количество организаций, торгующих допусками, никакого саморегулирования быть не может», — заключил он, выразив надежду, что принятый законопроект сможет переломить ситуацию.
«Но информационная открытость должна быть не декларативной, а реальной. Должно быть серьезное наказание за искажение и недостоверность информации, за несвоевременное информирование. Если этого не будет, это станет очередной профанацией. Я всегда выступал за то, чтобы дать национальным объединениям более жесткие рычаги контроля за СРО», — заявил он.
Виктор Опекунов в своем выступлении отметил, что принятый закон – это серьезный шаг в системе открытости СРО и согласно тем нормам, которые в нем закреплены, многие СРО уже корректируют свои внутренние документы о порядке ведения сайтов. Докладчик также сообщил, что НОСТРОЙ приступил к разработке стандарта информационной открытости, который установит единые требования ко всем СРО, начиная с понятия и заканчивая содержательной частью наполнения сайтов. «К сожалению, ряд наших предложений, среди которых наделение нацобъединений полномочиями издавать документы, обязательные для всего сообщества, в законопроект не был внесен, но мы продолжим данную работу при поддержке Комитета», — заявил он.
Как отметил Илья Пономарев, говоря о негативных отзывах, звучащих в отношении института саморегулирования, любая регулирующая система позитивных отзывов ни у кого не вызывает, если она действительно что-то регулирует: «Если что-то делается и кого-то это заставляет действовать, это не вызывает больших восторгов. И 40 процентов организаций, торгующих допусками, никогда не будут в восторге от наведения порядка».
По мнению участников парламентских слушаний, на повестке дня саморегулирования должна стоять важнейшая задача по разработке стандартов раскрытия информации, формированию единых информационных пространств, несущих пользу, главным образом, самим СРО, их членам, потребителям продукции и услуг, гражданскому обществу.
Итогом мероприятия стали рекомендации по совершенствованию деятельности саморегулируемых организаций, их национальных объединений, повышению качества и безопасности строительства, подготовленные участниками слушаний Государственной думе, Совету Федерации, Правительству РФ и Минэкономразвитию.