Подготовленный ФАС список финансово-кредитных организаций, соответствующих стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов, лишний раз показывает, как далека от совершенства работа банковского сектора России, считает руководитель экспертно-аналитического отдела «ИМА-консалтинг» Андрей Вильде.
Поскольку информация в первую очередь предназначена для потребителей, то, по логике вещей получается, что клиенты лидеров отечественного потребительского кредитования - Сбербанка, Внешторгбанка, МДМ-Банка и Home Credit & Finance Bank - обратились в банки-нарушители.
Однако ФАС, как структура государственная, совершенно не озаботилась тем, чтобы при формировании «белого списка» составить
«черный» или «серый» список кредитных учреждений с точным указанием претензий, по которым их работа не удовлетворяет антимонопольную службу. Таким образом, все банки, не вошедшие в обнародованный список, а всего банков в России почти 1400, являются абсолютными нарушителями. Это впечатление усугубляется наличием в перечне категории частичных нарушителей. К ним отнесен, в частности,
«Русский стандарт», репутационные издержки для которого просто очевидны.
Безусловно, борьба за интересы потребителей/клиентов в сфере кредитования (и не только потребительского) должна стать неотъемлемой частью деятельности российского банковского сектора. Но эта работа должна вестись по тем же открытым правилам и с понятными результатами, ради которых ФАС, собственно, и готовила свой рейтинг. Пока же он противоречит ситуации на рынке и элементарному здравому смыслу. После анализа обнародованного списка у потенциального потребителя кредитной услуги должно возникнуть познавательное затруднение: либо действующие стандарты раскрытия информации не играют особой роли в выборе банка, либо стоит идти за кредитом не в Сбербанк или Внешторгбанк, а в более «открытые» –«Тамбовкрдитбанк» или «БУМ-Банк».
Сами специалисты ФАС, прежде чем публиковать свой рейтинг, вероятно задумались, что в нем что-то не так. Однако чиновники, судя по всему, в кредит жить не привыкли, даже в если он всего лишь потребительский.