21 мая в Москве прошло очередное заседание Экономического клуба ФБК, на котором был представлен новый доклад ФБК «Банковские ставки и деловая активность».
Как объяснил директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, в последние месяцы все чаще звучат заявления, что надо смягчить денежно-кредитную политику, снизив ставку рефинансирования, и «экономика оживет». «Проведение «проверочного» исследования нужно хотя бы потому, что необоснованные надежды на снижение процента по коммерческим кредитам, в том числе посредством снижения основных ставок рефинансирования Банка России, в качестве чуть ли не главного механизма противодействия начинающейся рецессии в российской экономике, уводят от поиска действительно эффективных антикризисных инструментов. Теряется время», - отметил Николаев. Опираясь на данные Росстата, эксперты выяснили, что высокий процент коммерческого кредита не относится к числу факторов, в наибольшей степени ограничивающих рост производства. Кроме того, сокращающаяся в последнее время доля банковских кредитов в структуре инвестиций в основной капитал также свидетельствует об уменьшении значимости этого источника активизации бизнеса.
«По реальным значениям, роль ставки рефинансирования как «палочки-выручалочки» явно преувеличена, - говорит Николаев. - На это указывает анализ корреляционных зависимостей между основными кредитными ставками Банка России и объёмами выданных кредитов».
Директор департамента исследований и информации Банка России Вячеслав Моргунов высоко оценил исследование ФБК, которое по его словам, «опровергает расхожее утверждение, что все дело в ставке рефинансирования». Он отметил, что сегодня ставка рефинансирования выполняет сигнальную роль для Банка России и служит в качестве референтной ставки для налоговых, страховых и других платежей. «Но если переместиться в область денежно-кредитной политики, борьбы с инфляцией и поддержания экономического роста в стране, то роль этой ставки ничтожна», - отметил эксперт. По его словам, в этой сфере правильнее ориентироваться на ставку по краткосрочным кредитам РЕПО, которая сегодня составляет 5,5%. И это чувствительно ниже уровня инфляции. «Центральный банк должен прежде всего заботиться об уровне инфляции. Если инфляция снижается, то это – лучшее условие для экономического роста», - подчеркнул Моргунов.
Председатель Комитета по финансово-кредитному обеспечению бизнеса «Деловой России» Владимир Гамза согласен, что убеждение, будто снизив ставку рефинансирование, все наладится – всего лишь стереотип. На самом деле, необходимо сделать понятной и прозрачной экономическую политику. «Является ли вопрос кредита для предпринимателей настолько важным, чтобы они обращали на него внимание? Ставка рефинансирования важна там, где высокий процент кредитных средств. Нормальный бизнес, у которого в обороте кредитные средства не превышают 50%, не считает ставку рефинансирования значимым фактором», – подчеркнул эксперт.
В то же время некоторые выводы исследования он назвал уязвимыми: «Нужно, например, иметь четкое представление, зависит ли небольшая доля кредита в бизнесе от возможности получения кредита или все же от высокой ставки».
Директор Банковского института НИУ-ВШЭ Василий Солодков обратил внимание на двойственность функции Банка России, который, с одной стороны, должен бороться с инфляцией, а, с другой стороны, отвечает за курс рубля, что в определенный момент стимулирует инфляцию. «Если сейчас сделать отрицательные реальные ставки по депозитам, – это выльется в инфляцию», - предостерег Солодков. Эксперт также напомнил, что в 90-е годы кардинальным образом было подорвано доверие ко всей банковской системе. На ее восстановление ушло десятилетие.
Заместитель директора департамента банковского аудита ФБК Роман Кенигсберг считает, что проблемы не в ставках, а в трансмиссионном механизме рефинансирования. «Если у нас эффективно не работает механизм трансмиссии, т.е. регулятор через ставку РЕПО или ставку рефинансирования не может воздействовать на стоимость конечного кредита предприятиям, может, нам нужны индикативные ставки, с помощью которых Банк России будет обозначать рекомендуемый диапазон процентных ставок для кредитования реального сектора?» - задается вопросом аудитор. И продолжает: «По депозитам населению Банк России уже обозначает уровень ставок, не создающих повышенные риски для банковской системы. А без этих индикаторов в гонке за клиентом и в условиях неопределенности некоторые банки во время кризиса уходили за уровень 20% годовых по вкладам».