В середине мая состоялось расширенное заседание комитета НП «ОПЖТ» по координации производителей грузовых вагонов и их компонентов, где представители НП «ОПЖТ», ОАО «РЖД», вагоностроительных предприятий и собственники подвижного состава обсуждали вопрос повышения качества перевозочного процесса за счет внедрения грузовых вагонов с повышенными потребительско-коммерческими параметрами.
Когда заходит речь об улучшении перевозочного процесса за счет внедрения новых вагонов, возникает вопрос заинтересованности как минимум трех сторон: покупателя (владельца) вагона, производителя, владельца инфраструктуры (ОАО «РЖД»). Каждая из сторон нуждается в экономическом стимуле выпускать и эксплуатировать вагоны с улучшенными характеристиками, однако этот вопрос сейчас не отработан. То, что в Советском Союзе регулировалось госстандартами, постановлениями правительства, сегодня требует замены. Некоммерческое партнерство становится наиболее удобной площадкой для обсуждения и принятия конкретных решений.
По мнению участников заседания Комитета «НП ОПЖТ», операторы и машиностроители (вагоностроители) должны устанавливать такие тарифы и цены, чтобы была взаимная выгода. Должна быть выработана единая позиция по стоимости тарифов, по стоимости вагонов.
Как производители, так и потребители подвижного состава выступают за унификацию продукции по выходным параметрам (присоединительные размеры, габаритные размеры). Унификация, подчеркивают они, не должна быть монопольной, она должна создавать конкуренцию среди производителей – продукция должна быть унифицирована только по «внешним признакам», но отличаться по внутреннему содержанию у разных производителей. В НП «ОПЖТ» разрабатывается система стандартов, причем планируются к разработке не только технические стандарты, но и те, которые регулируют экономические (организационные) отношения. Стандарты предприятий, если они принимаются на ОПЖТ всеми членами, считаются добровольными, но фактически они становятся обязательными, так как только в этом случае они приносят реальную пользу всем участникам рынка. Стандарты НП «ОПЖТ» могут лечь в основу процесса унификации продукции железнодорожного машиностроения.
На заседании было также сказано о необходимости внесений изменений в правила системы сертификации, которые позволят вводить в действие новые разработки и технологии и осуществлять сам процесс сертификации. Предложения по изменениям от членов НП «ОПЖТ» в настоящее время принимаются для передачи в Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, где они будут рассмотрены.
На заседании также отмечалось, что предприятия, которые присоединяются к «Хартии о взаимодействии ОАО «РЖД», НП «ОПЖТ» и российских предприятий транспортного машиностроения, производителей железнодорожной техники, узлов и компонентов», берут на себя обязательства идти по инновационному пути развития. Одним из шагов на этом пути является переход к новому процессу ценообразования, учитывающего жизненный цикл продукции. Представители Некоммерческого партнерства рассматривают вариант того, что механизм нового процесса ценообразования будет прописан в стандартах НП «ОПЖТ».