Не так давно в Государственной думе состоялось второе и итоговое третье чтение нового законопроекта об упрощенном изъятии земель в Новой Москве для государственных и региональных нужд. После этого документ был подписан президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Об окончательном виде данного законопроекта и возможных проблемах, связанных с его принятием, рассказывают специалисты ГК «МИЦ».
Напомним, что данный закон предусматривает упрощенный порядок изъятия и предоставления земельных участков на присоединенных к Москве территориях с целью ускорения их градостроительного и дорожного развития. Согласно поправкам к документу, изъятие участков и подготовка необходимой документации по планировке должны быть проведены до начала 2020 года, выделение земли без территориальных планов – до 2015. Также планируется утвердить перечни объектов, подлежащих размещению на присоединенных территориях, один из которых, федеральный, будет утвержден правительством РФ, другой, региональный – правительством Москвы.
Появление данного законопроекта сразу же вызвало массу вопросов и нареканий ввиду довольно слабой защиты собственников земель. Земли будут изыматься без документов территориального планирования и без проведения общественных слушаний, предписанных федеральным и городским Градостроительными кодексами. К тому же сам список объектов, предназначенных для размещения, четко не определен, что позволит властям строить на изъятых землях не только объекты государственного и регионального значения, жилье и дороги, но и спокойно размещать там торгово-развлекательные комплексы, бизнес-центры и многое другое. По словам специалистов ГК «МИЦ», особенно остро эта проблема видится в свете того, что часть полномочий правительства РФ в области изъятия и строительства передается московским чиновникам, что при отсутствии должного контроля может привести к серьезным злоупотреблениям полномочиями.
На само подписание соглашения между властями и собственником вместо одного месяца в первом варианте законопроекта отводится три. На всю процедуру изъятия – пять месяцев. Оспорить решение властей и подать иск в суд собственник может в течение трех лет после изъятия, однако спор о размере компенсации или соразмерности предоставленного взамен участка или жилья не будет являться основанием для приостановления исполнения решения об изъятии. По сути, само наличие этого решения уже является достаточным основанием для начала работ по сносу имеющихся на земле строений. Право же собственности будет переходить к госорганам лишь после выплаты соответствующей компенсации.
Одним из положительных моментов законопроекта является то, что если для постройки объекта заказчику необходима лишь часть участка, то изымать и выплачивать компенсацию будут за весь участок целиком. Это позволит избежать моментов вроде «дом снесли, а баню оставили».
Отдельный момент – оценка земли. Услугами независимого оценщика собственнику воспользоваться не дадут, его будут определять госорганы. При этом если собственник не согласен с результатами оценки, он должен направить возражения муниципальным или городским властям. Чиновники же, в свою очередь, отнюдь не обязаны рассматривать данные претензии и могут отвергнуть их безо всяких оснований.
По сути, новый закон может стать всего лишь инструментом для перераспределения земель и недвижимости между собственниками в целях получения максимального дохода. Что само по себе может отпугнуть инвесторов, на которых так надеялись авторы законопроекта. При этом он может затронуть интересы как минимум 250 тысяч собственников земли.