В период с 2007 по 2012 год наблюдался стабильный рост рынка кондитерских изделий. Исключение составляет кризисный 2008 год, в который наблюдалось некоторое снижение физических объемов продаж сахаристых изделий. Общий объем производства всех видов кондитерских изделий на рынке России по итогам ушедшего 2012 года увеличился только на 3% в натуральном выражении. В свою очередь общий объем рынка сахаристых кондитерских изделий оценивается экспертами рынка в 66 425 млн. рублей или 364,1 тыс. тонн.
По итогам 2012 года объем производства какао, шоколада и кондитерских изделий увеличился незначительно – приблизительно +2% в натуральном выражении. Одной из быстрорастущих категорий кондитерских изделий (+7%) является категория печенья, пряников имбирных, печенья сладкого и вафель.
Российский рынок всех видов кондитерских изделий признается экспертами открытым и высоко конкурентным. К основным компаниям российского рынка сахаристых кондитерских изделий относятся: ОАО «ЛКФ Рошен», ОАО «Кондитерская фабрика «Ударница», ОАО «Рот Фронт», ОАО «МКФ «Красный Октябрь» и ООО «Чупа Чупс Рус».
На рынок сахаристых кондитерских изделий существенное влияние оказывают цены на сахар, поскольку сахар является одним из важнейших ингредиентов при производстве. Отметим, что ранее они уже существенно увеличивались в 2010 году, а снизить стоимость удалось благодаря последующему увеличению урожая сахарной свеклы. В прошлом году отечественные производители выработали порядка 4,75 млн. т свекловичного сахара, в то время как объемы производства, например, во Франции и США оцениваются в 4,5 млн. тонн и 4,0 млн. тонн соответственно. Таким образом РФ является мировым лидером по производству свекловичного сахара.
Оптовые цены на сахар в России в 2012 году составили 22,5 рубля за килограмм, розничные - около 32 рублей за килограмм. В 2013 году уровень производства свекловичного сахара предварительно прогнозируется на уровне в 4,5 млн. тонн. Конечно, на российский рынок сахара оказывают влияние множество факторов (в том числе ВТО) и изменения на рынке в будущем не исключены.
По итогам анализа сектора выявлено, что все большее количество потребителей (особенно жители крупных городов РФ) отдают предпочтение новым видам кондитерских изделий с дифференцированными свойствами и более полезными для здоровья, приготовленными из натуральных ингредиентов без искусственных добавок и красителей. Это, в частности, приводит к росту продаж темного шоколада с высоким содержанием какао. Отметим, что российский рынок шоколада является одним из наиболее привлекательных в на мировом рынке.
На российском рынке всех кондитерских изделий основную долю занимает продукция среднего ценового диапазона. В сегменте низкого ценового диапазона стоимость является основным фактором формирования решения о покупке; для премиальных продуктов, напротив, стоимость играет заметно меньшую роль, а дополнительные свойства продукта – большую.
В будущем российский рынок кондитерских изделий ожидает развитие, однако отдельные его сегменты будут развиваться по-разному: в одних случаях нас ожидает бурный рост, в других – стагнация. Все большее значение при дистрибуции кондитерских изделий будет иметь сетевая розница, что приведет к снижению доли продаж продуктов исследуемой категории на рынках и в небольших магазинах советского типа.