На столичном рынке жилья «бизнес-класса» все более заметную роль начинают играть состоятельные родители, подыскивающие достойное жилье для своих детей. Причем результаты исследования, проведенного аналитиками компании «Авангард М» (холдинг «Миэль») позволяют утверждать, что у данной категории покупателей за последние годы серьезно сменились приоритеты и критерии выбора.
Еще лет пять назад было два основных «потребителя» сегмента «родители-детям». Первая – игроки арендного рынка, снимавшие жилье для детей-студентов, вторые – родители, покупающие жилье «на перспективу» для детей малолетних. Обычно это были новостройки на нулевом этапе строительства. Расчет был прост - через несколько лет дом достроится, квартира подорожает, а кроме того, на какое-то время ее можно сдать в аренду, а к совершеннолетию подросшее чадо сможет получить собственную жилплощадь. Причем эти тенденции были актуальны для представителей практически «всех бюджетов».
Однако, в последнее время интерес заботливых родителей, располагающих достаточными для приобретения жилья средствами, все заметнее смещается в сторону покупки квартир, в которых можно жить «здесь и сейчас». У этого смещения, как подчеркивают специалисты «Авангард М», есть сразу несколько объяснений. У покупателей жилья «на перспективу» в кризис новостройки, находящиеся на ранних этапах строительства, стали вызывать недоверие и перестали пользоваться серьезным спросом. К тому же, в ситуации пусть не обвального но все же заметного снижения цен на московское жилье и формирования так называемого «рынка покупателя», и экономически и психологически стало комфортнее приобрести квартиру, готовую к проживанию, на то время, пока она подрастающему поколению не нужна, выставить на арендный рынок, а в итоге и получить безрисковое жилье, и частично вернуть затраты, связанные с его приобретением. Что же касается бывших игроков арендного рынка в высокобюджетном сегменте, то для них немаловажным было и еще одно обстоятельство: в условиях кризиса готовая недвижимость выглядела наиболее понятным, доступным и безрисковым вариантом вложения денег с целью их сохранения.
«Еще три-четыре года назад в сегменте вторичных квартир бизнес-класса покупателей формата «родители-детям» можно было пересчитать по пальцам. Но в 2011 году на них пришлось уже 20%, а в 2012 – 29% в общей структуре сделок. Конечно, чаще всего они приобретают однокомнатные квартиры площадью от 40 до 70 кв. м (квартиры, получившиеся из двухкомнатных, после перепланировки). Но есть и те, кого интересуют двухкомнатные площадью от 80 до 110 кв. м, - отмечает генеральный директор компании «Авангард М» Алла Вишневская. – Как показывают наши исследования, у родителей, приобретающих детям квартиры – два основных требования: чтобы квартира была в прямом смысле слова готова к проживанию, а также, чтобы время оформления сделки было сведено к минимуму».
Обоим этим требованиям соответствуют квартиры вторичного бизнес-класса. Так что специалисты полагают, что в будущем интерес родителей к таким квартирам будет только нарастать.