Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела онлайн-конференцию «Российский авторынок: падение продаж и скромные прогнозы». Её участники констатируют приближение российского автомобильного рынка к порогу насыщения, и прогнозируют, что темпы роста продаж новых авто в ближайшие годы будут умеренными.
Темпы роста продаж новых автомобилей в России постепенно снижаются. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России выросли за год на 11% до 2,935 млн штук. Участники организованной «ФИНАМом» конференции считают, что период активного роста российского авторынка пройден, и в текущем году продажи новых автомобилей смогут незначительно превзойти прошлогодние показатели.
Рост рынка завершился, и в текущем году он в лучшем случае останется на уровне 2012 года, а в худшем будет снижение на 5-10%, считает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков: «Значительных факторов для дальнейшего роста российского авторынка в текущий момент я не вижу. Возможно, он продолжится через год-два, но это все будет зависеть от экономики, а та – от цен на нефть». Полностью разделяет мнение эксперта директор по развитию проекта «Выбор-автомобиля.РФ» Роман Гуляев: «Рынок вышел на “свой уровень”, и в среднесрочной перспективе он будет находиться на нём, бросаясь то в легкий плюс, то в слабый минус».
Не видит предпосылок для роста и глава аналитического департамента УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Шаго, по словам которого показатель продаж автомобилей чутко реагирует на изменение доходов населения и потребительских настроений: «Доходы в 2012 году росли очень слабо, несмотря даже на резкий рост зарплат силовиков в начале года. В 2013 году очевидного повода для такого роста нет вообще. Так что я очень скептичен относительно авторынка в 2013 году, думаю, будут примерно те же цифры».
Продажи новых автомобилей в 2013 году превысят 3 млн автомобилей, прогнозирует директор по стратегическому развитию Холдинга «Атлант-М» Алексей Терещенко: «В первом полугодии роста практически не будет, а вот во втором на фоне не очень хорошего 2 полугодия 2012 года будет плюс. Одна из возможных причин – постепенное приостановление оттока капитала, вероятный рост в цене российских активов, что будет сопровождаться притоком на российский финансовый рынок более дешевых ресурсов и снижением ставок по автокредитам. Но это процесс не быстрый».
Более позитивно смотрит на перспективы российского автомобильного рынка главный управляющий директор розничного подразделения «РОЛЬФ» Татьяна Луковецкая: «Объём продаж, по нашему пессимистическому сценарию, составит 3,01 млн автомобилей, или рост на 1,5% по сравнению с 2012 годом (по оптимистическому сценарию рост составит 7,4%, до 3,19 млн автомобилей)». Эксперт отмечает, что продажи иномарок «бюджетного» и премиального сегментов, а также кроссоверов будут расти за счёт обновления устаревшего автопарка и вывода на рынок новых моделей, при этом наращивание производственных мощностей автоконцернов повысит доступность наиболее востребованных моделей.