В Приоритетных направлениях деятельности на 2012 -2013 годы V Всероссийский съезд указал направления развития Единой системы аттестации:
1) повысить качество вопросов-ответов компьютерного тестирования, сформировав систему регулярной актуализации тестов;
2) дополнить тесты вопросами обеспечения охраны труда и выполнения работ в условиях повышенной сейсмичности;
3) обеспечить охват тестированием всех крупных и средних городов России, в которых осуществляется строительство;
4) сформировать методологию предаттестационной подготовки.
Качество вопросов-ответов компьютерного тестирования нуждается в постоянном улучшении. Надо признать, что некоторые тесты в 2011 году были сделаны не очень хорошо. На это были причины. Во-первых, мы как заказчики еще не знали, на кого из подрядчиков можно положиться, а на кого нельзя. Во-вторых, при разработке первых тестов не было системы их экспертизы. Экспертиза тестов появилась только к лету 2011 года. В-третьих, некоторые разработчики тестов тогда еще не наладили качество своей работы. Например, МГСУ первые тесты сделал низкого качества, но затем работу существенно улучшил. В конце 2011 года мы внедрили автоматизированную систему контроля качества тестов в виде модуля программного обеспечения ЕСА «Учебное тестирование». Кстати, это один из модулей программы ЕСА, разработанный ООО «Информстрой», использование которого Национальным объединением строителей еще подлежит легализации. Через этот модуль любой желающий может направить в адрес разработчика теста замечания, которые подлежат обязательному рассмотрению. Модуль помог выявить и исправить большое количество ошибок в тестах. Но в 2012 году стояла задача уже не столько исправить ошибки, сколько актуализировать тесты на предмет расширения используемых документов технического регулирования. В том числе и разрабатываемых стандартов НОСТРОЙ. В соответствии с пунктом 4.1 сметы НОСТРОЙ на 2012 год на эти цели было выделено 8 900 000 рублей. План работы НОСТРОЙ на 2012 год также предусматривал проведение актуализации тестов. При этом актуализация должна осуществляться в соответствии с отдельным планом, который так и не появился. Точнее такой план существует, но лишь неофициально в виде реестра договоров на актуализацию тестов и экспертизу этой работы. Ведет этот реестр главный специалист управления профессионального образования Кришталь Владислав Викторович. Всего НОСТРОЙ заключил около таких 100 договоров. По каждому из них с установленной периодичностью осуществляется приемка работ. Сейчас работа по актуализации теста полностью автоматизирована и ведется в модуле программы ЕСА «Кабинет разработчика тестов». Разработчик, естественно, не вправе менять тесты сам. Он делает заготовку. Выполненная им работа принимается профильным Комитетом НОСТРОЙ и только после это специалист управления профессионального образования Митин Егор Юрьевич дает программе ЕСА команду на актуализацию тестов.
В 2012 году мы столкнулись с серьезной волокитой при заключении договоров на актуализацию. Уже в январе было предложено расторгнуть все договоры 2011 года, предусматривающие одновременно разработку и последующую актуализацию тестов, и перейти к новым формам договоров только на актуализацию. Во-первых, по новым формам работы были для НОСТРОЙ дешевле. Во-вторых, в новых формах более четко ставилась задача, в том числе содержалось требование выполнять работу в кабинете разработчика программы ЕСА. Это существенно снижало нагрузку на работников аппарата по вводу тестов в базу данных. Однако завизированные договоры пролежали без подписания несколько месяцев. О причинах я писал в 13-ой Главе.
В 2012 году было актуализировано около 6 000 вопросов-ответов. В дальнейшем работу по актуализации тестов нельзя останавливать. Можно постепенно сокращать расходы сметы на эти цели за счет концентрации выполнения работ у одной или двух организаций, вместо нескольких десятков. Можно сокращать периодичность актуализации. Предварительные расчеты показывали, что в смете 2013 года на актуализацию достаточно выделить около 4 000 000 рублей, а в 2014 – 2 000 000 рублей. Но финансирование надо продолжать. Ведь сегодня Единая система аттестации является самым эффективным механизмом доведения до производственного персонала строительных компаний знаний о разработанных стандартах НОСТРОЙ и актуализированных СНиПах. Только в 2012 году в базе тестов ЕСА появилось 1000 вопросов на знание стандартов НОСТРОЙ. Тема дополнения тестов ЕСА вопросами обеспечения охраны труда и выполнения работ в условиях повышенной сейсмичности также решается в рамках актуализации тестов.
Очень важным является направление охвата тестированием всех крупных и средних городов России, в которых осуществляется строительство. К сожалению, в какой то момент наметилась ошибочная тенденция к ограничению аккредитации центров по тестированию. Согласен, что во многих крупных городах их уже вполне достаточно. Но ни в коем случае нельзя ограничивать аккредитацию в городах, где нет ни одного центра тестирования. Строителей нельзя заставлять тратить время и деньги на поездки в региональные столицы для тестирования. В идеале мы должны иметь около 700 центров по тестированию, расположенных в 300-400 городах.
Актуальность вопроса методологии предаттестационной подготовки по всей видимости уже не стоит так остро, как в период подготовки Приоритетных направлений деятельности. Статистика показывает, что модулем «Учебное тестирование» строители за 2012 год воспользовались почти 500 000 раз, что фактически означает создание инструмента предаттестационной подготовки.
Проблемным вопросом развития ЕСА является программное обеспечение. Во-первых, в планах НОСТРОЙ значится проведение мероприятий по защите персональных данных, в том числе хранящихся в базе данных ЕСА. На эти цели смета 2012 года выделила 1 600 000 рублей. Для реализации мероприятий необходимы изменения в программное обеспечение ЕСА. Во-вторых, в планах НОСТРОЙ значится разработка программного обеспечения фонда нормативных технических документов. Имелась в виду разработка нового модуля Единой системы аттестации, который был бы соединен с существующей сейчас в ЕСА базой нормативных технических документов, на которые ссылаются тесты. Это было бы очень удобно видеть, например, в стандартах НОСТРОЙ какие его нормы используются в тестах, а какие оказались не востребованы. Такая программа была бы помощником в процессе предаттестационной подготовки, а также помогала бы контролировать качество стандартов. На ее создание в смете НОСТРОЙ 2012 года выделялось до 2 500 000 рублей . В третьих, смета 2012 года прямо содержит статью 6.5 "Развитие программного обеспечения ЕСА" в размере 3 900 000 рублей. Управление профессионального образования регулярно собирает замечания пользователей программы ЕСА с целью дальнейшей ее доработки. До возникновения конфликта между руководителем аппарата и разработчиками программы (ООО «Информстрой») эти замечания находили внедрение, программа постоянно улучшалась. Работа выполнялась под мое устное обещание в будущем ее оплатить. Уже несколько месяцев, как замечания только накапливаются, но не снимаются. Фактически НОСТРОЙ стоит перед выбором из трех вариантов:
заведомо отказаться от любых улучшений программы и использовать что есть. Это тупиковый путь, т.к. появляются новые потребности и новые технологии, которые необходимо использовать;
уладить конфликт. Это вряд ли возможно, с учетом остроты конфликта и амбиций одного из участников;
разработать новое программное обеспечение. Очень рискованный путь, т.к. неизбежно возникнут проблемы с сохранностью имеющейся базы данных. Да и кто даст гарантию, что новая программа будет такой же надежной как имеющаяся. Немаловажным является вопрос стоимости разработки. Полагаю, что новая аналогичная программа будет стоить не менее 10 000 000 рублей.
Приоритетные направления деятельности на 2012-2013 годы говорят не только о развитии Единой системы аттестации, но и о необходимости расширения ее применения: «Национальное объединение строителей должно выйти с инициативой о распространении требования об аттестации персонала на всех инженерно-технических работников, занятых на строительной площадке выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». С указанной инициативой Национальное объединение вышло в Минрегион России письмом президента НОСТРОЙ Е.В.Басина от 23 декабря 2011 года, к которому прилагались предложения по совершенствованию системы подтверждения квалификации специалистов в строительстве. К сожалению, ни Минрегион России, ни в последующем Госстрой даже не приступили к серьезному обсуждению этой инициативы. Причины постоянного игнорирования государственными органами предложений НОСТРОЙ будут рассмотрены в одной из последующих Глав.
Расширение применения ЕСА возможно также в направлении аттестации рабочих, других специалистов строительной отрасли, внедрения системы контроля наличия аттестатов на стройплощадках. Все эти направления важны с точки зрения дополнительных мер, направленных на обеспечение безопасности строительства. Немаловажный потенциал ЕСА лежит также в сфере формирования системы аналитики кадрового обеспечения строительной отрасли. Уже сейчас в базе данных ЕСА есть сведения о 50 000 специалистов, уровне их образования, занимаемой должности, возрасте. При необходимости, эти сведения подлежат компьютерной обработке с целью прогнозирования потребности регионов и страны в целом в кадровом обеспечении.
8 августа 2012 года Совет НОСТРОЙ принял решение поручить Комитету по профессиональному образованию и управлению по профессиональному образованию Национального объединения строителей совместно с Координаторами Национального объединения строителей подготовить изменения в Положение о Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса в части установления более высоких требований к центрам по тестированию и разработать систему контроля над ними. Это поручение было выполнено и 25 октября 2012 года соответствующие поправки были приняты. Нет сомнений, что контроль за центрами по тестированию необходим. Это важное направление совершенствования Единой системы аттестации. Вместе с тем, тема наличия злоупотреблений со стороны центров по тестированию явно преувеличена. Мы не имеем реальных фактов выдачи фиктивных аттестатов. Может они и есть, но это абсолютно единичные случаи, т.к. в ЕСА изначально заложена реальная система контроля со стороны СРО. Странно, что Совет НОСТРОЙ уделил контролю за аттестацией такое большое внимание, не посчитав необходимым принять реальные меры по борьбе с действительно массовым явлением торговли фиктивным повышением квалификации и липовыми свидетельствами о допуске.