Нехватка квалифицированных рабочих кадров в строительной отрасли является одной из важнейших проблем российского стройкомплекса последних десятилетий. Действовавшая в советское время система подготовки рабочих кадров подверглась кардинальным и отнюдь не позитивным изменениям. Произошли нивелирование престижа строительных специальностей, снижение интереса молодежи к рабочим профессиям, и как следствие – резкое увеличение потока мигрантов из стран ближнего зарубежья, не обладающих должным профессионализмом. Есть ли шанс у отечественной системы профессионального образования возродить престиж профессии строителя? Что нужно сделать для того, чтобы строки В. Маяковского «Я бы строить дом пошел, пусть меня научат!» для выпускников российских школ стали реальностью? Об этом нашему корреспонденту рассказал заместитель Председателя Комитета НОСТРОЙ по развитию системы подготовки рабочих кадров, исполнительный директор НП МОС «Отчий Дом «Сварог» Олег Заморев.
- Олег Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о деятельности Комитета НОСТРОЙ по развитию системы подготовки рабочих кадров.
- Комитет НОСТРОЙ по развитию системы подготовки рабочих кадров был создан в мае 2012 года по инициативе члена Совета НОСТРОЙ, президента Ассоциации СРО «Единство», Почетного строителя России Михаила Воловика. Основными направлениями работы Комитета являются совершенствование нормативно-правовой базы, поддержка системы подготовки в регионах квалифицированных рабочих кадров в строительстве, разработка профессиональных стандартов рабочих строительных профессий, формирование системы ресурсных центров нового поколения под эгидой НОСТРОЙ, повышение престижа рабочих профессий, привлечение молодежи в сферу строительства. Члены Комитета активно участвуют в разработке «дорожных карт» по внесению необходимых изменений в нормативные акты, связанные с обеспечением развития системы подготовки рабочих кадров в области строительства, а также принимают участие в конференциях, круглых столах и совещаниях по данной тематике, в организации и проведении конкурсов профессионального мастерства, в том числе международных. Важным направлением работы является организация взаимодействия с координаторами НОСТРОЙ в федеральных округах по вопросам расширения программы выплаты профессиональных стипендий лицам, обучающимся рабочим профессиям строительного профиля и вовлечения в данную программу максимального количества СРО.
- Вы упомянули про ресурсные центры нового поколения. Что они из себя представляют и какие задачи им предстоит решить?
- Создание системы ресурсных центров, инновационных образовательных учреждений, призвано обеспечить высококачественную профессиональную подготовку рабочих. Они хорошо оснащены, имеют развитую материально-техническую базу и функционируют в тесном взаимодействии со строительными организациями и СРО. Ресурсные центры будут работать как с молодым, так и со взрослым населением. В частности, для подготовки и переподготовки взрослого населения разрабатываются краткосрочные курсы, срок обучения на которых составляет от 2 до 4 месяцев. В перспективе подобные ресурсные центры будут иметься в каждом федеральном округе с учетом его реальных конкретных потребностей. Ведь, согласитесь, гораздо выгоднее готовить квалифицированные кадры на местах, нежели прибегать к услугам некомпетентных гастарбайтеров из-за рубежа. Дешевизна их труда – это низкое качество их работы. К сожалению, такие понятия, как ответственность и профессионализм рабочих, вкупе с высоким качеством результатов их труда канули в прошлое. Уверен, что еще не поздно исправить эту критическую ситуацию.
- С чего начиналась работа по созданию ресурсных центров?
- Летом 2012 года Комитет провел масштабную работу по мониторингу потребностей рынка в трудовых ресурсах, в частности, сопоставил количество выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования системы Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и число вакансий по рабочим специальностям согласно данным официальной статистики. Затем был сформирован перечень учебных заведений, заинтересованных в получении статуса ресурсных центров НОСТРОЙ, и с каждым из них проводится индивидуальная работа по формированию необходимого для аккредитации пакета документов.
- На сегодняшний день уже существуют образовательные учреждения, получившие аккредитацию?
- Конечно. 18 образовательных учреждений уже представили необходимые документы на рассмотрение Комитета и были аккредитованы. Мы продолжаем активное сотрудничество со столичными строительными колледжами № 7, 12 и 26, Московским государственным строительным университетом, Перевозским строительным колледжем (г. Н.Новгород), Воронежским государственным техническим университетом, Северо-Кавказским колледжем, АНО «Центр дополнительного профессионального образования и сертификации», а также учебно-производственным комбинатом «Мосстройкадры». Руководители этих образовательных учреждений сознают всю сложность ситуации с подготовкой квалифицированных рабочих кадров в строительной отрасли и готовы к долгому и взаимовыгодному сотрудничеству с Комитетом НОСТРОЙ.
- Содействуют ли в решении проблемы подготовки рабочих кадров для строительной отрасли государственные и общественные организации?
- Разумеется, лишь путем консолидации совместных усилий государства и профессионального сообщества возможно возродить престиж строительных специальностей и сформировать квалифицированный кадровый резерв. В рамках решения поставленных задач Комитет НОСТРОЙ по развитию системы подготовки рабочих кадров тесно взаимодействует с органами государственной власти, Департаментом градостроительной политики г. Москвы, Департаментом образования г. Москвы, а также с авторитетными общественными организациями и экспертным сообществом (Агентство стратегических инициатив, «Деловая Россия», ВОО «Трудовая доблесть России»). Для обсуждения актуальных проблем в деле подготовки кадров в заседаниях Комитета принимают участие представители Минтруда, РСПП, Национальных отраслевых объединений, профильных образовательных учреждений г. Москвы и руководители СРО.