«Система ценностей» покупателя загородной недвижимости в этом году претерпела значимые изменения. Если все последние годы приоритетом при выборе объекта эконом-класса была цена, то современный российский потребитель по примеру западного делает ставку на удобство и при выборе дачного объекта стал в первую очередь ценить сервис и экономию своего времени.
На рынке загородной недвижимости стабильность цен удерживается на протяжении всего 2012 года. При этом считать, что рынок не развивается, было бы ошибкой. Сами участники рынка находятся в постоянном поиске новых путей. Так, например, основные игроки постепенно приходят к выводу, что совместными усилиями можно добиться большей эффективности, и объединяются, образуя партнерские сообщества с целью оптимизации продаж по принципу мультилистинга. Не обошли стороной происходящие на рынке изменения и потребительскую аудиторию: у нее возник новый ориентир.
В настоящее время происходит формирование нового потребительского менталитета. Кризис миновал, строгая экономия осталась в прошлом. Сегодня рынок стабилен, и это дает уверенность покупателю в завтрашнем дне, позволяет планировать свои расходы. Он больше не боится вкладывать деньги в продукт, более того - готов платить за удобство. «Современный российский покупатель постепенно приходит к «западной» системе потребления, когда сервис и удобство занимает одно из первых мест. Его выбор становится рациональным, он придерживается не строгой денежной экономии, а старается беречь свое время», - говорит Асет Гайрабекова, генеральный директор компании «ДевиКо. Девелопмент и Консалтинг».
Понятие сервис в представлении клиента может включать в себя совершенно различные услуги. Например, если клиент хочет выбрать удобный ему вид оплаты; в первую очередь он будет рассматривать те поселки, в которых предложены лучшие условия – долговременная рассрочка, договор с банком о льготном кредите или возможность отсрочки платежа.
Также потребитель видит удобство, когда компании предоставляют ему выбор воспользоваться услугой по оформлению документов или же заняться этим самому, дают консультации, содействуют в решениях собственника, связанных с дальнейшим распоряжением земельным участком, в случае, если это была инвестиционная покупка. Такой покупатель ориентирован на то, чтобы одна и та же компания продала ему участок, а в дальнейшем оказала риэлторскую и юридическую помощь в перепродаже участка.
Приобретая участок без подряда, покупатель отдает приоритет тем поселкам, где не нужно беспокоиться о подключении коммуникаций и благоустройстве участков, предпочитая заплатить больше, но не ввязываться в бумажно-чиновничьи мытарства.
Кроме того, все больше становится людей, которые не желают самостоятельно связываться со стройкой, наймом и контролем рабочих, покупкой стройматериалов и другими «прелестями», связанными с возведением дачи. Эта категория покупателей в первую очередь рассматривает участки с подрядом и готовые дома.
«Конечно, не стоит говорить о том, что в сегменте эконом- и бизнес-класса покупатели дачных участков не смотрят на цену. Но в уходящем году цена перестала быть «первым и единственным» критерием, - говорит Асет Гайрабекова. - Теперь потребитель хочет, чтобы его заботы, возникающие при покупке земельного участка, максимально сократились, и всеми сопутствующими проблемами занимались другие люди в силу своей профессиональной деятельности».
По данным компании «ДевиКо. Девелопмент и Консалтинг», «охотников» за сервисом становится все больше. По статистике на конец 2012 года каждый шестой клиент интересуется участком с подрядом; каждый третий – возможностью рассрочки и 95% обратившихся в компанию подробно расспрашивают об условиях подключения коммуникаций и сервисного обслуживания поселка.
Таким образом, очевидно, что одним из главных трендов в будущем году станет развитие девелоперами качества обслуживания клиентов; развитие предпродажных и постпродажных услуг, а также их более плотная консолидация с партнерами (банками, строительными организациями и т.д.). Можно уверенно констатировать, что рынок достиг насыщения, и его рост из количественного трансформируется в качественный.