5 декабря в Lotte Hotel Moscow в рамках «Retailer Congress 2012» прошла сессия в формате битвы «К барьеру! Арендатор vs. Арендодатель».
Ольга Збруева, руководитель департамента по работе с клиентами компании ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, выступила модератором темы «Конфликтные ситуации между якорем и собственником торгового центра».
Свою точку зрения со стороны арендатора и арендодателя высказали:
• Юрий Лосев, директор регионального развития торговой сети "Перекресток" компании X5 Retail Group;
• Сергей Богданчиков, управляющий директор Origin Capital (УК ТЦ "Алфавит» в Северном Бутово).
В процессе обсуждения наиболее актуальным оказался вопрос возможности влияния собственника торгового центра на операционную деятельность «якорного» арендатора, в частности продуктового супермаркета.
Сергей Богданчиков убежден, что стороны должны подписывать договор аренды, разработанный собственником объекта. По его мнению, в документе необходимо детально прописать обязанности арендатора и его ответственность за их неудовлетворительное исполнение, в том числе в случае некачественной работы супермаркета (нарушение режима работы магазина, простаивание части касс в часы «пик», наличие неполной продуктовой матрицы, просроченного товара и т.д.). Такой договор аренды гарантирует собственнику торгового центра возможность влияния на арендатора и получение компенсации упущенной выгоды в результате сокращения покупательского потока по вине «якоря».
Юрий Лосев придерживается иной точки зрения. Как показывает практика, все нюансы долгосрочного взаимодействия партнеров – собственника и арендатора - прописать в договоре невозможно. Сделать его отвечающим «на все случаи жизни» не получится. Оператор лично заинтересован в том, чтобы каждый его супермаркет приносил прибыль. Поэтому, например, в компании X5 Retail Group действует множество программ лояльности, как общих брендовых, так и по конкретным торговым точкам. К тому же низкая доходность супермаркета и торгового центра в целом бывает не только по вине «якоря». На рынке много примеров, когда собственник объекта изначально переоценивает концепцию проекта, реализует его без учета требований реалий рынка – конкуренции, спроса и пр. - потом сам же и страдает от этого. Например, в случае строительства рядом с действующим торговым центром нового, более крупного объекта с лучшим составом арендаторов не только обострит конкуренцию, но и может «убить» более мелкий проект. Поэтому Юрий Лосев предпочитает подписывать договор аренды компании X5 Retail Group. Он проверен временем, многолетним опытом работы с сотнями торговых объектов.
В конце битвы оба участника признали, что профессионалы рынка в любой ситуации, даже очень сложной, за столом переговоров найдут оптимальное для всех решение. По словам Юрия Лосева, даже в условиях кризиса ни по одному из магазинов компании договор аренды не был расторгнут из-за того, что стороны не смогли прийти к компромиссу.