Со 2 по 5 апреля 2009 года в ЦДХ прошли традиционные для весны выставки «Второй Дом» и «Недвижимость – 2009». Около 100 компаний-игроков рынка недвижимости и 30 представителей СМИ встали на стенды в разделах: «Коттеджные поселки и таунхаусы», «Курортная недвижимость», «Зарубежная недвижимость», «Ипотечное кредитование», «Земельные участки». Обратил на себя внимание тот факт, что компаний, предлагающих зарубежную недвижимость (Испания, ОАЭ, Латвия, Кипр) стало не в пример больше, чем в прошлом.
В рамках деловой программы прошли круглые столы, пресс-конференции, брифинги и форумы, посвященные антикризисным стратегиям девелоперов, брокеров, консультантов, возможностям инвестиций в зарубежную недвижимость. Все они были нацелены на поиск ответов на единственный актуальный сейчас вопрос: какова целесообразность и есть ли возможность развития в условиях кризиса? Кейсы докладчиков подтвердили, что есть - нужно лишь отойти от стандартов мышления, найти в себе силы и смелость «зажить» в другой системе координат. Не на бумаге. (Релайт-Недвижимость, РЕПА, ИД Элита-Паблишер, РГР, ООО Пронто-Москва). Вместе с тем, заявки спикеров о некотором оживлении рынка принимались без особого энтузиазма, к тому же, они часто разбивались о вопросы журналистов или сотрудников компаний, присутствовавших на мероприятиях.
Вечером первого дня прошло торжественное награждение победителей Первой премии в области жилой недвижимости Urban Awards. По ее итогам лучшим риэлтором была признана компания «Инком», самым узнаваемым брендом «MIRAX», надежным застройщиком – «Пик», лучшие условия продаж среди девелоперов предложила компания «Миэль», а самое доступное жилье и доступные цены оказались у «ДСК - 1».
Итоговым ощущением от всех прошедших в рамках выставок мероприятий, стало то, что представители компаний привыкли жить внутри кризисной ситуации, внутри стресса, стали искать и, все-таки, находить нестандартные пути выживания и решения насущных проблем. Потому, наверное, особой популярностью сейчас стали пользоваться start-up-ы, модели и услуги оценки, новые интернет-сервисы, не требующие больших и немедленных затрат или вовсе (что нестандартно) - бесплатные.
В связи с этим, Алексей Липскеров, владелец портала про недвижимость Квадрум.РУ, выступившего информационным партнером выставок, отметил, что именно сейчас золотое время для открытия таких проектов, как «Квадрум. Я дома!». «С их помощью риэлторы, собственники и агентства недвижимости получают ни что иное, как универсальный инструмент по продаже и аренде недвижимости без финансовых затрат».