Каждый день в Москве от 1,5 до 2 тысяч человек заключают договоры с агентствами недвижимости на выполнение разных операций с недвижимостью, но только 35 - 40 процентов из них исполняются в сроки. Причин несколько. Остановимся на 2 чаще встречающихся: переоценка цены жилья и недостаточная подготовленность как покупателей так и продавцов.
Опыт показывает, что продавцы квартир как правило, при заключении договоров на риэлторское обслуживание настаивают на цене квартиры, превышающей рыночную на 15 - 20%. Но встречаются и случаи, когда стоимость превышается многократно. Агенты также вначале могут увеличивать цену продаваемой ими квартиры (вдруг продастся), но как правило увеличение цены у опытных риэлторов составляет 7 - 10 %. Потому что чем ближе установлена цена относительно требований рынка, тем меньшее время квартира в рекламе, короче этап подготовки сделки, а следовательно денег на рекламу расходуется меньше.
Причины в основном носят психологический характер. Практически всем людям свойственно оценивать свое намного выше, чем чужое. Это довольно трудно преодолеть, особенно если исходить из принципа: - Я риэлторам плачу, вот они пусть во всем и разбираются.
К тому же пришел срок высказать вслед за профессионалами рынка недвижимости: сделки с недвижимостью подразумевают взаимную порядочность и грамотность как риэлтора, так и клиента. Один решение готовит, другой принимает? Поэтому надо учитывать, что практически все операции с любой недвижимостью, требуют выполнения огромной работы. При выполнении которой нельзя совершать ошибки и допускать погрешности ни в одном из ходов (этапов). И при этом в основном каждый из 15 (может и более) этапов требует своего немалого времени. В операциях с недвижимостью спешка противопоказана. Так как при сокращении отведенного времени неизбежно увеличивается вероятность совершения ошибок, недоделок и даже может возникнуть риск судебных перспектив. А если предположим во время операции растянулся один из этапов, то это соответственно уменьшить время на проведения следующих пунктов. Здесь как в шахматах, возникает недостаток времени для обдумывания (проведения) будущих ходов (в нашем случае этапов). Одним словом - цейтнот.
Жизнь не остановишь и этапы сделки тоже не перепрыгнешь. Ведь чтобы реклама (имеется ввиду платная, не с помощью бесплатных купонов) начала работать и начались звонки, проходит не менее 7 - 10 дней. А если все таки прибегать к купонам, то и все 10 - 15 дней.
Наконец, начались звонки и появились первые просмотры квартир. Этот этап очень редко завершается в течение одной недели. Если вдруг оказывается, что цена завышена, то как правило, ее начинают снижать ступенчато. И на подобные снижение потеря времени составляет не менее 7 - 10 дней. Новая цена - это новый покупатели, которые тоже посматривают и обдумывают.
Получается (по минимальным прикидкам), что как ни торопись, только на одну рекламу, плюс еще ее показы, а также поиск (уговаривание) покупателя, оформление аванса как правило уходит не меньше месяца, а иногда и все 1,5. Причем это пример чистой продажи, т.е. когда квартира юридически, а также физически свободна. Речь идет о продаже лишней недвижимости, что в последнее время (по понятным причинам) встречается реже и реже.
Если такая ситуация с "чистым" квартирами и одинарными сделоками, то говорить, о двойных сделках (покупки и продажи типа: большую квартиру на более маленькую или наоборот с но доплатой, также район на район и т.п., или вообще о тройных и более операциях (расселение коммуналок, разъезд, развод т. д.). Здесь время, необходимое на сделку только с одной квартирой может увеличится в несколько раз соответственно, в 2, в 3 и т. д., за счет того, что продавцы параллельно являются еще покупателями и участвуют в поисках - просмотрах.
Покупателям тоже следует обращать внимание на подобные расчеты и быть очень осторожными при предложениях "альтернативщиков, разъезжающихся и расселяющихся" "быстро провести куплю-продажу"! Незнание некоторых особенностей при подготовки сделки может привести к тому, что продавцы и покупатели начнут неоправданно подозревать нормальных риэлторов (о других здесь не говорится) в нерадивости, это может привести, а зачастую и приводит к срыву сделки.
Все таки как же нужно готовиться к сделке с жильем (своим)? Прежде всего, надо обзвонить 5-7 агентств недвижимости и постараться выяснить цену продаваемой вами квартиры. С этой информацией можно также ознакомится из газет, которые рекламируют недвижимость. А после усреднения полученных данных возникает определенный ориентир для принятия основного решения. Еще можно позвонить по телефонам продаваемых квартир, и узнать, как долго они стоят в рекламе, это позволит вам избежать некоторых ошибок в выставлении цены на вашу квартиру. Проще говоря вам нужно провести небольшой анализ рынка недвижимости в вашем городе (районе)! Не зря говорят, что знание - сила!