6 сентября 2008 года в конференц-зале Всероссийского Выставочного Центра при поддержке Комитета по телекоммуникациям и СМИ г. Москвы прошел круглый стол «Литературно-исторический и общекультурный феномен «толстых журналов» в современной российской литературе». Дискуссия прошла в рамках XXI Московской книжной выставки-ярмарки.
Открывая обсуждение, Геннадий Львов, представитель Комитета по телекоммуникациям и СМИ г. Москвы рассказал о городской программе по пропаганде чтения, отметив значимость побуждения среди общественности интереса к литературе.
По мнению Ирины Барметовой, главного редактора журнала «Октябрь», литературные журналы достойно решают эту задачу. Они не только стимулируют интерес к чтению, привлекая как можно больше читателей. «Толстые журналы» помогают держать высокую планку в литературе, не давая ей впасть в гламур. Качественная литература развивает в людях не только навык чтения, но и гораздо более важную способность пересказа, анализа, осознания прочитанного.
Феномен литературных журналов состоит в том, что в наше «рыночное» время они сумели сохранить свои принципы работы с авторами и читателями. Как считает Наталья Иванова, зам. главного редактора журнала «Знамя», литературные журналы были и остаются регулировщиками духовной жизни. Благодаря регулярной подписке семья каждый месяц получает порцию качественного чтения и обзор новых книг. В редакциях «толстушек» по-прежнему нет литературы рекламируемой. Сотрудники журналов и сегодня - не ангажированные эксперты, которые открывают интересных, серьезных писателей в лучших традициях русской словесности. Наталья Иванова убеждена, что вернуть молодежь к чтению можно только с помощью семьи и школы. Трудно повлиять на решение семьи подписываться на «толстушку». Но программа подписки хоть на один такой журнал для школ и вузов дала бы возможность преподавателям быть в курсе современной литературы и прививать вкус к ней своим ученикам. Далеко не все школьные учителя сегодня знают таких поэтов как Тимур Кибиров, Сергей Гондлевский, Инна Лиснянская, писателей Владимира Маканина, Александра Кабакова, Ольгу Славникову, Михаила Шишкина. А ведь именно они воспитывают новое поколение читателей.
Андрей Василевский, главный редактор журнала «Новый мир», рассказал о существующей системе распространения литературных журналов. Как оказалось, эти общепринятые для периодики способы не очень эффективны для «толстушек». Плохо работает традиционная индивидуальная подписка на периодику. Интерес публики к ней падает из года в год. Финансирование библиотек тоже не помогает, потому что для них нет стимула выписывать литературные журналы. Более того, сформировались целые регионы, где заинтересованный читатель ни в одной библиотеке не найдет ни одного номера свежего литжурнала. Наладить розничную продажу этого вида периодики довольно сложно. Во-первых, в России нет крупных розничных сетей, а значит, самой возможности через одну фирму распространять журналы от Москвы и до Владивостока. Вторым препятствием розничного распространения становится ценообразование. Литературные журналы, в отличие от глянцевых, окупаются за счет продаж, а не рекламы. Снижение цены литературной периодики – путь к ее разорению. При этом условия реализации через розничные сети увеличивают первоначальную «редакторскую» цену номера, например, в 80-100 рублей до 250 рублей. Понятно, что за такую стоимость издание не купит даже очень заинтересованный читатель.
Сергей Костырко, литературный куратор журнала «Новый мир» прокомментировал новый способ распространения журналов – через Интернет. Он сообщил, что с 1996 года в сети есть открытый доступ к журналам на сайте «Журнальный зал». Посещаемость этого ресурса уже достигла 10 000 человек в день. Но все они читатели, а не покупатели номеров журналов. Нет развитой инфраструктуры оплаты ресурсов в сети Интернет, как и навыков пользования банковским счетом через сеть. Появление литературных журналов в сети Интернет, восстановило их читаемость, но ослабило возможность физического существования.
В ходе дискуссии ее участники: издатели, посетители выставки, представители СМИ, оценили непростое положение литературных журналов на современном книжном рынке. Литературные «толстушки» - феномен российской культуры, ведь во времена Перестройки и до сих пор они остались верны своим принципам общения с авторами и читателями. Собравшиеся признали необходимость поддержки литературных журналов, продвижения этой периодики для читателей, в том числе, и путем создания региональных и национальных государственных программ.