По оценкам DISCOVERY Research Group, в последние годы на рынке общественного питания происходят заметные изменения. По сравнению с началом 90-х годов сеть предприятий общественного питания увеличилась, повысились показатели обеспеченности сети, улучшились качество и организация обслуживания. Рост благосостояния, возросшая деловая активность, все более ускоряющийся темп жизни, изменение менталитета россиян с ориентацией на западный деловой образ жизни, необходимость более экономного использования рабочего времени - все это обуславливает активное развитие сети общественного питания.
По данным ФСГС РФ за весь 2004 год оборот общепита составил 235 млрд. руб., что на 10.1% больше показателя 2003 года. Оборот общественного питания в России в октябре 2005 года увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2004 года на 13.6% и составил 28.9 млрд. руб. В январе-октябре текущего года этот показатель возрос на 10.4%.
По мнению специалистов DISCOVERY Research Group одной из ключевых тенденций последних лет стало привлечение достаточно больших инвестиций в индустрию питания. Отрасль приобрела определенный интерес для крупных российских и иностранных инвесторов. Согласно данным ФСГС РФ объем иностранных инвестиций в сектор торговли и общественного питания в России в I полугодии 2004 г. уступает лишь вложениям в промышленность и составляет 6,1 млрд долл.
Безусловным лидером по потреблению услуг общественного питания является Москва. Московский ресторанный рынок вырос в 2004 году на 20% в стоимостном и на 15% в натуральном выражении. Хотя, по оценкам экспертов, последние полтора года темпы роста столичного ресторанного рынка падают приблизительно на 1,5–2,7%.
Одной из тенденций развития общественного питания становится рост доли сетевых проектов. По разным оценкам доля сетевых предприятий составляет 25-35% рынка общепита и продолжает увеличиваться.
Расклад сил на рынке в целом в 2006–2007 гг. в большей степени будут определять те операторы, которым удастся закрепиться на ресторанном рынке. Пока же в списке сильнейших компаний первые места занимают сетевые операторы: «Ростик Групп», «Макдоналдс» и проекты Аркадия Новикова.
По оценкам специалистов DISCOVERY Research Group, ежегодный прирост рынка предприятий быстрого обслуживания в целом по стране составляет около 20-25% – такая ситуация держится уже несколько лет и, очевидно, сохранится и в ближайшем будущем. Высокие темпы роста российского рынка быстрого питания обеспечиваются появлением новых ресторанов, в первую очередь во вновь открываемых торговых центрах, с размещением в них фуд-кортов, и открытием отдельных ресторанов самообслуживания.
Сегмент элитных ресторанов на сегодняшний день является наименее динамичным на рынке общественного питания. На конец 2004 года в Москве работало около 160 премиальных ресторанов со средним чеком от 70 долларов. Совокупный годовой оборот подобных заведений составил почти $ 250 млн. Однако темпы роста этого сегмента в стоимостном выражении составили 7 %, при этом количество заведений сократилось на 5%. Эксперты объясняют сокращение элитных ресторанов насыщением рынка.
Кроме того, на ресторанном рынке в течение последних лет наблюдается тенденция к смещению акцента известных рестораторов с сегмента элитных в сегмент демократичных ресторанов. Рестораны среднеценового сегмента превалируют на рынке классических ресторанов Москвы и составляют порядка 72-75% от их общего числа. В регионах тенденция к увеличению доли заведений среднеценового сегмента еще более заметна. Наиболее динамично развиваются демократичные рестораны, имеющие ярко выраженную специализацию по кухне.