26 февраля компания «Самогон» провела IPO своих ценных бумаг на виртуальной бирже онлайн-игры «Рашка». По итогам размещения капитализация эмитента составила 3 млрд. рублей. В первый день торгов оборот по акциям компании, получившим тикер KSGRV, превысил 600 млн. виртуальных рублей, а цена акции составляет 150 «рашек» - местной виртуальной валюты.
Биржа «Рашки» (http://www.rashka.ru) - это, конечно, не настоящая биржа, это биржевой симулятор с очень красочным интерфейсом, массой возможностей, чатом и прочими девайсами, свойственными качественным онлайн проектам. Кроме того, «Рашка» является браузерной массовой многопользовательской ролевой игрой (BBMMORPG) экономико-политической тематики. Проект разработан в Инвестиционном Холдинге
«Финам».
В «Рашке» действует механизм, эмулирующий рынок ценных бумаг - движение цен на акции зависит как от трейдерской активности самих игроков, так и от реального положения дел на мировом фондовом рынке. Например, цена одной из существующих в «Рашке» акций привязана к реальному индексу РТС. Игроки имеют возможность объединяться в картели с иерархической системой построения и совместными усилиями влиять на рынок.
Сегодня в «Рашке» котируется 52 компании, а общий объем торгов превышает 3 млрд. рашек ежедневно. Еще бы! На сегодняшний день количество активных игроков «Рашки» стремительно приближается к 20 тыс.
Именно на эту аудиторию и рассчитывает компания «Самогон» (владелец торговой марки «Косогоров самогон»), чье виртуальное подразделение вышло на IPO этой виртуальной биржи.
В условиях ограничений рекламы алкоголя и дороговизны доступных методов рекламы, которые, кстати, не всегда эффективны, - говорит совладелец «Самогона» Алексей Ходорыч, - мы большое значение уделяем партизанским неожиданным акциям, делаем ставку на пиар. В этом плане участие в виртуальной игре, чья аудитория превышает 19 тыс. пользователей, вполне себе хороший пиар-ход.
«Самогон» планирует повышать лояльность игроков в «Рашку» не только своим непосредственным участием в делах проекта (а это участие предполагает еженедельную вброску новостей из жизни виртуального «Самогона», которые могут влиять на биржевые котировки), но и вручением реальной продукции компании. Каждый месяц «Косогоров самогон» будет награждать самых достойных игроков, оказавшихся в топе Рейтинга наиболее успешных граждан Рашки.
- На самом деле это была моя идея, - говорит пресс-секретарь ИК «Финам» Владислав Кочетков, - я полгода назад предложил Алексею эту идею, она ему сразу понравилась. И вот, теперь руки дошли у нас у всех ее реализовать. Я считаю – богатенькая идейка! Как сам по себе ход – очень даже оригинальный, никто так не делал, а значит паблисити получит. Кроме того, аудитория почти в 20 тыс. игроков очень солидна, особенно с учетом, что целевая аудитория «Самогона» четко попадает в целевую аудиторию игроков «Рашки» - все это предприимчивые, успешные, активные мужчины.
- Идея очень даже интересная, - говорит генеральный директор руководитель консалтингового агентства «Контакт-Эксперт» (www.expertkey.com) Григорий Трусов, - и неудивительно, что ее реализует лидер партизанского маркетинга в России – «Косогоров самогон». Продакт-плейсментом в кино уже никого не удивишь, и потребители воспринимают подобный маркетинговый ход со все увеличивающимся раздражением. Однако, просторы российского интернета подобным плейсментом охвачены еще не были. Органично встраиваясь в онлайн-игру, «Самогон» войдет в жизненное пространство 20 тысяч потребителей игры, и сделает это ненавязчиво и с долей самоиронии, которая всегда была органична этому бренду. Многие владельцы бизнесов сейчас жалуются на дороговизну традиционной рекламы в СМИ и ищут малобюджетные партизанские решения, однако их маркетологам проще "бить по площадям", чем кропотливо и креативно пробиваться к своим потребителям. Этот путь менее затратен финансово, но требует намного больше времени и творчества от маркетологов. «Самогон» еще раз показал всем «традиционным» маркетологам и владельцам бизнесов, что теорию партизанского продвижения знают все, но от понимания до реализации -большой путь, который проходят только действительно эффективные компании.
Справка о компаниях:
«Косогоров самогон» – торговая марка, под которой производится первый в истории России легальный самогон (российских аналогов не существует; близкие по технологии производства импортные напитки: ром, текила, граппа); принадлежит компании ООО "Самогон", учреждённой в 2003 г. «Косогоров самогон" входит в ассортимент крупнейших торговых сетей – "Перекрёсток", «Седьмой континент»,
«Ароматный мир», «Патэрсон», «Рамстор» и др., а также ресторанов
"Корчма «Тарас Бульба», «Колбасофф», GOODMAN, «Золотая вобла»,
«Кружка» и др. Средняя розничная цена напитка – 550-600 руб. (за бутылку объёмом 0,7 л). Объём продаж в 2007 году – 126 тыс. л ($5 млн). Создателями «Косогорова самогона» написана книга «Самогонные хроники» (издатели: ИД «Коммерсантъ»; ИД «Питер») – история бренда, изложенная в жанре «авантюрный деловой роман» (промо-сайт – kniga.samogon.ru.
Инвестиционный Холдинг «Финам» - одна из крупнейших инвестиционных компаний, предлагающих брокерские услуги в России. ИК «Финам» был основан в 2003 году и на сегодняшний день является одним из старожилов российского фондового рынка.
В начале 2007 года компания «Финам» вышла в безусловные лидеры по оборотам на крупнейшей фондовой бирже – ММВБ.
Кроме этого, ИК «Финам» занимается разработкой и развитием различных web проектов, таких как: «Рашка», Mamba, Comon, MoneyMail и др.