Книги Лопатиной и Скребцовой для занятий по нравственному и творческому воспитанию детей признаны в 2007 году среди педагогов и воспитателей самыми востребованными в России.Александра Лопатина и Мария Скребцова являются авторами серии книг для занятий по нравственному и творческому воспитанию детей. Авторами написано 35 книг общим объемом 7600 страниц и общим тиражом свыше 300.000 экземпляров.Многие педагоги, сталкиваясь с книгами М. Скребцовой, А. Лопатиной, признают, что подобных книг в России еще не было. Сами авторы объясняют, что секрет успеха книг заключается в концентрации добрых и мудрых текстов и творческих заданий, базирующихся на нравственных и духовных принципах человечества.
В 1998 году Российская Ассоциация издателей присудила книгам Лопатиной и Скребцовой почетный диплом, назвав их "Лучшими книгами года".
Задача книг очень простая - научить детей анализу явлений действительности, художественных произведений с позиций нравственно-этических норм, через активное личностное восприятие; научить детей рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику; научить грамотно и доступно формулировать свои мысли; формировать способности любить, сострадать, понимать и принимать человека таким, какой он есть; помочь в осознании ответственности за свои поступки, мысли; формировать в детях желания помогать людям, делиться своим творчеством с другими; развить у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству; развить устную и письменную речь; стимулировать желание детей учиться творчески, пробудить потребности выражать свое отношение к миру средствами искусства в творческой деятельности;
По материалам книг А.Лопатиной, М.Скребцовой преподавателями различных школ, центров творчества детей и молодежи проводят занятия с детьми младшего и среднего возраста. Вот отзывы преподавателей о книгах Лопатиной и Скребцовой:
«Из книги «Начала мудрости» с удовольствием беру темы и все, что предлагается для их раскрытия. Заметила, что с особым интересом дети слушают сказки и отвечают на вопросы. К концу учебного года дети заметно изменились, активнее и свободнее стали говорить о самом главном, учась анализировать и наблюдать, познавая себя»
«В советское время все было направлено на коммунистическую идеологию, - говорит учительница начальных классов г. Пенза. Сейчас партия, пионеры, комсомольцы исчезли, звездочки и ритуалы ушли в прошлое, и это первые книги, которые смогли восполнить пробел в воспитании, другие, по крайней мере, на моем пути не встречались».
«На уроках математики использовала рассказы и сказки о цифрах из книги «Добрая математика». Ребята с удовольствием слушали истории, происходящие с цифрами и математическими действиями. А некоторые даже пытались сами сочинять подобные рассказы»
«На классных часах широко использую книгу «Начало мудрости». Эта книга позволяет воспитывать хорошие качества в детях. Ребята не просто слушают различные рассказы, но и активно участвуют в обсуждении, так как все рассказы тесно связаны с жизнью. Особенно им нравятся творческие задания, которые дают возможность работать в группах, сообща. Ребята с удовольствием рисуют, сочиняют, играют»
«Дети стали более чуткими, научились приходить друг другу на помощь, находить более достойный выход из проблемных ситуаций. Вырастает творческий потенциал детей, дети начинают писать стихи, сказки, рисовать».
«В Иркутске книги используются в 68 школах, детских садах и клубах. Во вспомогательной школе педагоги были поражены, когда на уроках по духовному воспитанию у них стали участвовать в обсуждении самые трудные дети, которых было невозможно вовлечь в процесс обучения. Дети стали лучше говорить. Даже язык педагогов изменился, что заметили проверяющие и заинтересовались, какие книги используются для таких интересных уроков»
«Эти книги нужны нашим детям. Они ярко выделяются среди подобных им изданий. Я хочу, чтобы мои дети научились состраданию, любви и мудрости, и эти книги развивают в людях эти качества».
«Дети стали вести себя намного лучше после уроков по книгам А.Лопатиной, М.Скребцовой. Родители говорят, что дети стали прислушиваться к их советам, больше размышлять и анализировать свое поведение».