26 ноября в Москве прошел II Форум проектов союзных программ, в котором приняли участие представители исполнительной и законодательной власти, администраций российских регионов и областей Беларуси, руководители крупных компаний, ведущих научно-исследовательских центров России и Беларуси, уже работающих над союзными программами или предлагающих новые проекты.
«Реализуемые программы служат основой строительства Союзного государства России и Беларуси, на их финансирование ежегодно расходуется более 80% средств союзного бюджета,» - отметил Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин. В 2007 году из союзного бюджета финансируется 13 программ и более 10 проектов находятся в стадии разработки.
Стратегически важным проектом является развитие дизельного автомобилестроения. Итогом этого проекта станет вывод отечественного дизельного автомобилестроения на уровень требований, предъявляемых стандартами 'Евро-3' и 'Евро-4'.
Другая программа, которая повышает возможности российской и белорусской экономик, — это программа по организации серийного производства универсальных мобильных энергетических средств мощностью 200-450 лошадиных сил. Один такой комплекс должен заменить 4-5 дорогостоящих комбайнов и энергоемких тракторов. Даже при минимальном объеме выпуска в 500 комплектов подобной техники в год ежегодный экономический эффект составит более 6 миллиардов рублей.
Острый социальный характер носит программа по созданию лекарственных препаратов нового поколения на основе белков человека, получаемых из молока трансгенных животных —«БелРосТрансген». Реализация новой программы позволит решить в России и Беларуси острейшую социальную задачу — обеспечить население современными высокоэффективными лекарственными препаратами отечественного производства по доступным ценам. Так, в биотехнологическом центре в г. Жодино (Беларусь) выращены первые трансгенные козы, имеющие ген лактоферрина человека. Получен результат, имеющий значение в мировом масштабе. Затрачено средств на реализацию программы – чуть более 50 млн. российских рублей. За рубежом подобный проект «потянул» бы на сотни миллионов долларов.
Отдельного внимания заслуживает космическая программа Союзного государства. В ее ходе планируется к 2011 году создать многофункциональную космическую систему. Работа по этой программе была начата в рамках Союзной программы 'Космос-БР' (1999-2002 года), а сейчас ведется в рамках программы 'Космос-СГ' (2004-2007 года). В ходе третьей программы 'Космос-3', которая должна начаться в 2008 году и продлится 3 года, будет осуществлен ввод космической системы в опытную эксплуатацию.
Особое значение имеет и программа по разработке нового суперкомпьютера системы «СКИФ». В его основе лежат так называемые грид-технологии, которые позволяют быстро осуществлять сложнейшие вычисления. Подобные системы существуют только в 5 странах мира.
Крупнейшей программой должен стать трансевразийский транспортный коридор, проложенный из Азии в Европу через Россию и Беларусь. По оценкам экспертов, он позволит получать до 25 млрд. долл. прибыли в год от транзита. Межконтинентальный коридор будет представлять собой многопрофильную коммуникационную систему, включающую автомагистраль, железную дорогу, продуктопроводы, системы энерготрафика и телекоммуникационные каналы. Данная программа сможет сократить сроки доставки грузов из Азии в Европу в 2-3 раза, а время их обработки в перевалочных пунктах — в 5-6 раз. В итоге, по оценкам экспертов, объем товаропотока возрастет в 60-70 раз.