В ноябре 2012 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка асфальтобетонных заводов и производства асфальтобетонных смесей.
Все асфальтобетонные заводы могут быть разделены на те, которые отчитываются в ФСГС и те, которые не отчитываются (серый рынок). Количество заводов каждой из категорий не зависит друг от друга в своей динамике.
Факторы развития рынка асфальтобетонных заводов:
• Федеральное, региональное и муниципальное финансирование дорожно-строительной отрасли, период принятия бюджета;
• Реализация федеральных целевых программ, направленных на развитие дорожно-строительной отрасли («Развитие транспортной системы России» и ее подпрограммы «Автомобильные дороги»);
• Рост автомобилизации;
• Низкое качество существующих автомобильных дорог.
На ремонт городских дорог и тротуаров приходится основной объем потребления асфальтобетонных смесей (ее доля в общем объеме составляет 71%), государственные расходы на этот вид ремонта превышают расходы на строительство более чем в два раза.
В 2009 году произошел резкий спад объема производства асфальтобетонных смесей из-за снижения темпов строительства и ремонта дорог и снижения финансирования дорожно-строительной отрасли в целом. В настоящее время дорожно-строительная отрасль восстанавливается и увеличивается объем производства, эта тенденция сохранится до 2013 года. Несмотря на значительное падение объемов производства, эта динамика не отразилась на рынке асфальтобетонных заводов, где число действующих заводов остается достаточно стабильным каждый год (не менее 1100 единиц в год). Это связано с тем, что большинство асфальтобетонных заводов продолжают работать на минимальной мощности, чтобы избежать перебоев в работе.
Перспективы развития рынка:
• Дорожно-строительная отрасль динамично развивается и способна обеспечить ежегодный спрос на 200 асфальтобетонных заводов для удовлетворения потребности в асфальте.
• Качественное улучшение предоставляемых услуг и максимально возможное снижение цен может позволить компании захватить большую долю рынка.
• В связи с тем, что значительное количество асфальтобетонных заводов используются в течение 1-2 сезонов продажи новых заводов могут снизиться, а продажи подержанных заводов могут расти.