Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела онлайн-конференцию «Рынок офисного обеспечения России: возможности и перспективы». Её участники ожидают сохранения положительной динамики развития рынка офисного обеспечения. По мнению экспертов, даже в условиях насыщенной конкурентной среды быстрее рынка будут развиваться эффективные компании, способные гибко реагировать на запросы потребителей.
Рынок офисного обеспечения уверенно развивается, демонстрируя в последние годы довольно высокие темпы роста на уровне 10-15%. По прогнозам участников организованной «ФИНАМом» конференции, в ближайшие годы рынок продолжит динамично развиваться – главным образом, за счёт увеличения потребления офисных товаров со стороны корпоративного сектора.
Уровень потребления товаров для офиса в России пока в среднем в 10 раз ниже, чем в развитых западных странах, констатирует аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин: «Перспективы роста, несомненно, весьма значительные. По прогнозам, в среднесрочной перспективе среднегодовые темпы роста рынка составят около 10%, а в отдельных товарных категориях будут формироваться и на более высоком уровне».
Объемы продаж «лидеров рынка» растут и будут расти ощутимо быстрее рынка, утверждает генеральный директор МИК «ГОРТИС» Дмитрий Канаев: «На российском рынке товаров для офиса есть единственный и безусловный лидер – “Комус”, на долю которого приходится около 40% всех продаж на российском рынке, и нет фирм с долей рынка более 5%. Здесь “лидерами рынка” предлагаю считать условно фирмы “первой десятки” (или близкие к этому). Считаю, что для этих 10-15 компаний “естественная” ниша сублидера (2-3 компании с долей 5-15%) свободна. Такие компании объективно могут расти существенно быстрее рынка».
Основными локомотивами укрупнения рынка будут выступать крупные и средние операторы, развивающие экспансию на новые рынки, прогнозирует г-н Клягин: «Небольшим локальным игрокам будет сложно конкурировать хотя бы с точки зрения ограниченных финансовых ресурсов. Основными конкурентными преимуществами может выступать ценовая политика, эффективная организация бизнеса, в первую очередь, оптимальная дистрибуция, а также активное развитие новых каналов продаж».
Наиболее привлекательным эксперты считают московский рынок офисного обеспечения. «Столичный рынок, несмотря на достаточную плотность игроков на нем, оставляет место для новых игроков. Рост рынка тесно связан с уровнем деловой активности в стране, развитием рынка офисной недвижимости. Неосвоенных рынков в России практически не осталось, но структура рынка подвижна, в этом мы видим возможности для новых игроков», - уверен аналитик «Истлэнд Кэпитал» Владислав Коновалов.
Насыщенность рынка офисного обеспечения – впрочем, как и большинства других потребительских рынков – в Москве является мифом, считает управляющий, председатель совета директоров ГК «Живой офис» Эльвира Пикалева: «Миф разрушается сразу, как только появляется один сильный, яркий игрок, который улавливает современную тенденцию, обладает компетенциями и технологиями, а, главное, амбициями – изменить рынок. Можно предложить рынку новый уровень сервиса, и картинка будет меняться прямо на глазах. В России еще очень долго не будет насыщенных рынков!».