Выступая на 13-м саммите HR-директоров России и СНГ, который состоялся в Москве 4-5 октября, Олеся Обласова, HR директор Forex Club, ведущего интернет-брокера, рассказала о том, как группа компаний трансформировала свой бизнес из российского в международный, внедрив лучшие практики в области формирования бизнес-среды и работы с персоналом.
С гордостью подчеркивая свое российское происхождение, компания Forex Club в 4 квартале 2010 года приняла решение о выводе компании на международный уровень. Одним из ключевых требований для достижения этой цели стало внедрение международных практик в области формирования бизнес-среды, работы с персоналом, развития корпоративной культуры и коммуникаций. Основной задачей для HR, потребовавшей проактивного подхода, стало сплочение интернациональной команды посредством улучшения внутренних коммуникаций: формальных и неформальных, вертикальных «сверху-вниз» и «снизу-вверх», а также горизонтальных.
Саммит HR-директоров России и СНГ проводится ежегодно с целью обмена опытом, обсуждения новых стратегий и глобальных тенденций, презентаций, обзора тематических исследований, дискуссий и круглых столов. Выступление Олеси Обласовой было представлено более чем пятистам HR-специалистам из различных сфер бизнеса. Опыт Forex Club показателен для компаний с российскими корнями и глобальными коммерческими интересами: Группа компаний Forex Club обслуживает клиентов в 120 странах, более 650 ее сотрудников трудится в 60 офисах в нескольких государствах, в том числе в Российской Федерации и странах СНГ, а также в США, Малайзии, Бразилии и Китае. Тем не менее, в начале 2011 года 99% сотрудников компании были из России или СНГ. В настоящее время прирост международных специалистов составил 8%, в первую очередь, на менеджерских позициях.
Для того чтобы более эффективно конкурировать в глобальном масштабе, компания изменила свою корпоративную культуру путем реализации ряда лучших международных коммуникационных стандартов, в том числе:
• Признание английского вторым официальным языком Группы компаний. Формальная коммуникация стала проводиться на двух языках - английском и русском. Чтобы помочь руководителям, которые говорят только по-русски, компания приняла на работу переводчика и подписала контракты с несколькими бюро переводов. Также HR-департамент организовал обучение английскому языку всех сотрудников, независимо от их местонахождения. Английская версия портала была обновлена и синхронизирована с русской. Стала обязательной публикация всех новостей как на русском, так и на английском языках. Интернет-конференции и личные встречи также проводились на двух языках.
• Использование технологии «диффузия инноваций» , смысл которой заключается в том, чем больше потребителей (сотрудников) знают об инновации, тем чаще они передают информацию новым потенциальным потребителям, т.е. другим сотрудникам.
• Целенаправленный подход к вертикальным и горизонтальным коммуникациям. Помимо традиционных путей донесения информации от руководства к сотрудникам, стали практикой ежемесячные интернет-конференции с генеральным директором и оценка персонала (Performance Appraisal). Для обеспечения эффективной обратной связи «снизу вверх» применялись в том числе: исследования удовлетворенности трудом, ежемесячные брифинги между руководителями и подчиненными, неформальные завтраки с генеральным директором для всех новых сотрудников, а также политика открытых дверей. Инициативы в сфере горизонтальной коммуникации включили в себя разработку правил командного взаимодействия и тренинги по развитию коммуникативных навыков.
Комментируя реализацию нового подхода, Олеся Обласова заявила: «Мы гордимся тем, что инициировали значительные и позитивные изменения в области внутренних коммуникаций, чтобы помочь компании стать по-настоящему глобальным и единым брендом, что одинаково полезно для всех. Более того, это процесс бесконечный, органический и непрерывный, который мы постоянно совершенствуем».