Для чего была создана система государственных закупок, полезна ли она для государства и эффективна ли она для борьбы с коррупцией? На эти вопросы отвечали эксперты в ходе программы “Реальное время” на ФИНАМ FM.
“Мы теряем больше не на самом воровстве, а на бесхозяйственности. На отсутствии планирования, на отсутствии правильного подхода. Принимать решения на основе цены никто из нас с вами решения не принимает. Цена – один из факторов. Почему мы с вами, покупая что-либо, оцениваем все факторы, а тут принимают закон, по которому цена – это главный фактор. Я считаю 94 ФЗ законом, который построил абсолютно кривую систему заказа, породил огромное количество коррумпированных чиновников, мошеннических компаний, проблем связанных с построением информационной системе”, – отметил Сергей Габестро, гендиректор торгового портала Fabrikant.ru, омбудсмен по государственным контрактам.
“По моему опыту работы и на стороне заказчика и на стороне подрядчика, то, что сделал 94 ФЗ, дезориентировал всех, кто участвует в закупочной деятельности. Он концентрируется на правильности проведения процедуры. Если я закупил золотой унитаз, но правильно и по хорошей цене, то я герой. Зачем нужен золотой унитаз”, - рассказал Сергей Картаев, гендиректор компании «Синапс-Мск», председатель комитета по инновациям Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ).
По мнению экспертов, система госзакупок вообще не предназначена для борьбы с коррупцией и не ставит такую цель.
“Сама эта система не предназначена для борьбы с коррупцией. Если вы соблюдаете процедуру, остальное не имеет значения. Вы идете в магазин. Когда вы покупает нечто в магазине, вы покупаете не сам товар, а эффект. Ели вы голодны вы покупаете продукты, если вам негде жить вы покупаете дом. Система закупок предназначена для закупок номенклатуры”, - сказал Сергей Габестро.
“Даже выгодно закупать такую продукцию, которая выходит из строя, чтобы затем снова купить его. Этот госзакон выталкивал всех эффективных менеджеров. Добросовестным там невозможно работать. Именно поэтому и президент и премьер приняли решение, что экспериментов со страной хватит. Давайте внедрять систему федерального контракта. Проблема в то, что у нас антимонопольный орган контролирует госзакупки. Такого нет нигде в мире. Этим занимаются отдельные комитеты. Но нигде не антимонопольный орган”, - считает Сергей Картаев.
“Вроде бы ФАС должна заниматься вопросами ограничения монополии, расширения конкуренции. Здесь речь идет о закупочных процедурах. Очень косвенно. Я не взялся бы утверждать, что всех добросовестных менеджеров вытолкнули. Но им приходится работать не благодаря системе, а вопреки системе, это действительно так. Но они сохраняются в системе, на них стоит опираться, их стоит искать. Кто заинтересован в сохранении коррупционной схемы. Очень многие живут на сегодняшний день по формуле “РОЗ”: распил, отказ, занос. Чем больше откат, тем хуже может быть продукция и наоборот. Для многих это удобная формула. Гораздо проще иногда списать свою неэффективность на то, что вот такая система. Сегодня больше компаний начинают жить по другой формуле, где победа - это лучшее предложение плюс качественное отношение к заказчикам”, - добавил Сергей Габестро.
Полный выпуск программы "Реальное время" слушайте и смотрите на сайте ФИНАМ FM http://finam.fm/broadcast/2/
ФИНАМ FM – деловое радио с уникальным контентом для уникальной аудитории молодых, активных, обеспеченных людей, самостоятельных в суждениях и решениях, которые не приемлют банальность, пошлость, попсу и гламур во всех их проявлениях.
Ежедневно по будням в эфире ФИНАМ FM утренний и вечерний информационно-аналитические каналы. Наши слушатели начинают свой рабочий день с обсуждения самых горячих тем дня, а вечером первыми получают итоговую аналитику за прошедший день.
Наша гордость – авторские разговорные программы. Среди авторов наших программ – уважаемые и обладающие весом в бизнес-сообществе персоны. Это состоявшиеся личности, узнаваемые и интересные целевой аудитории люди, профессионалы каждый в своей области.
Основу музыкального эфира ФИНАМ FM составляют лучшие образцы классического западного рока 60-90-х годов. Мы убеждены, что мелодичные, умные, тонкие рок-композиции, вопреки распространенному мнению, востребованы не меньше, чем массовая поп-культура.