В 2018 году в России пройдет яркое и масштабное международное событие - Чемпионат мира по футболу. Как показывает опыт других стран, уже принимавших у себя столь ответственное мероприятие, важную роль в успешном проведении соревнований играет использование новейших информационных и телекоммуникационных технологий, которые призваны обеспечить бесперебойный обмен информацией, качественную организацию и единство управления.
Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА) предъявляет к стране-организатору чемпионата высокие требования по целому ряду параметров. Одно из главных требований ФИФА – безопасность всех лиц, связанных с соревнованиями: команд, болельщиков, официальных делегаций. Безопасность проведения турнира должна стать абсолютным национальным приоритетом и обеспечиваться непрерывно 24 часа в сутки не только на стадионах во время матчей, но и в любой точке на территории принимающих городов.
Принципиальное значение для решения этой трудной и ответственной задачи имеет построение современной ИТ-инфраструктуры, способной справиться с взрывным ростом трафика в условиях массового скопления людей и поддерживать идеальную работоспособность всех систем связи, включая системы критически важных коммуникаций экстренных служб. Так, к Чемпионату мира по футболу в Германии была создана крупнейшая конвергентная сеть, объединившая более 70 коммуникационных центров и точек подключения, а к Евро-2012 в Украине ввели в действие систему вызова экстренных служб по единому номеру «112», в которой ежедневно в период проведения соревнований регистрировалось 16 000 обращений.
Согласно мировому опыту, специально под нужды мероприятия создается ситуационный центр, где осуществляется сбор и анализ всех поступающих данных, координируется применение мер реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также проводятся совещания ответственных лиц.
Чтобы достойно пройти испытание на прочность, ситуационный центр должен аккумулировать инновационные технологии автоматической обработки данных и поддержки принятия решений, начиная от мониторинга состояния различных объектов и процессов, в том числе интеллектуальное видеонаблюдение и навигацию на базе ГЛОНАСС/GPS, и заканчивая прогнозированием на основе моделирования ситуаций.
По мнению Алексея Кожемяко, генерального директора НПО РИК-Системы – отраслевого эксперта в области разработки и внедрения автоматизированных систем и программных комплексов, высокая эффективность ситуационных центров невозможна без информационной поддержки единых дежурно-диспетчерских служб города и субъекта Федерации, дежурно-диспетчерских служб экстренного реагирования. Использование преимуществ и ресурсов ЕДДС значительно увеличит возможности российских органов власти и оперативных служб по качественной организации Чемпионата мира по футболу и безопасности участников, болельщиков и объектов инфраструктуры.
«Развивая идею мультисервисной информационной шины, мы как компания-системный интегратор стремимся обеспечить не только конвергенцию сетей и каналов связи, но также сервисов и услуг, информационных ресурсов и информационных систем в рамках разработки инновационных решений для единых дежурно-диспетчерских служб, - комментирует А. Кожемяко. - По статистике, возможность впервые выиграть чемпионат мира по футболу - провести его у себя дома, так что у России есть все шансы стать триумфатором турнира 2018 года и организовать его на самом высшем уровне благодаря использованию новейших информационных и коммуникационных технологий».