По данным ГИБДД, в Москве ежегодно появляется около 250 тыс. новых автомобилей. Очевидно, с увеличением числа личного транспорта растет и потребность автовладельцев в парковочных местах. Конечно, можно оставлять машину на улице, но, во-первых, зачастую приходится парковаться за несколько кварталов от нужного места, а во-вторых, машина, стоящая под открытым небом на неохраняемой территории, подвергается серьезной опасности. Другое дело – место на охраняемой закрытой стоянке, которая защитит машину и от неблагоприятного воздействия природных явлений, и от противоправных действий третьих лиц. Однако у такого парковочного места есть существенный недостаток: высокая цена. Так, средняя стоимость машиноместа в наземной парковке составляет 500 тыс. руб., а в подземном паркинге – 1 млн. руб. Есть ли способы, как обеспечить своему автотранспорту надежную защиту, если на руках нет суммы, необходимой для покупки машиноместа?
Если нет средств на покупку гаража, можно приобрести гараж в кредит. Существует две возможности, как это сделать: с помощью ипотечного или потребительского кредита. Специалисты отмечают, что ипотека в таком случае является предпочтительнее. Это объясняется тем, что, во-первых, одна и та же сумма займа требует от заемщика при ипотеке меньшего ежемесячного дохода, чем при потребительском кредите. Следовательно, ипотеку получить легче. Во-вторых, условия ипотечного кредитования являются более выгодными, чем условия потребительского (даже с учетом того, что гаражная ипотека предоставляется при более высокой годовой ставке, чем жилищная ипотека). Однако, в свою очередь, у потребительского кредита перед ипотечным есть то преимущество, что при его оформлении гараж находится в собственности заемщика, а не становится предметом залога у банка.
Кредитно-финансовые организации, которые готовы предоставить ипотеку на кредит, можно пересчитать по пальцам. Дело в том, что еще не отработан механизм выдачи «гаражных ипотек». Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, оценить ликвидность гаража довольно сложно, во-вторых, строящийся гараж банк в качестве залога не примет, пока он не будет сдан в эксплуатацию. В то же время мало какой заемщик согласится в качестве залога предоставить имеющуюся у него в собственности недвижимость (например, квартиру), ведь в такой ситуации появляется риск остаться без крыши над головой.
А те банки, у которых среди ипотечных продуктов представлена ипотека на покупку гаража, выдают ипотечные кредиты на условиях, значительно менее выгодных, чем условия при выдаче жилищной ипотеки. Это происходит потому, что ликвидность квартиры не сопоставима с ликвидностью машиноместа, потому банки предоставляют ипотечный кредит на гараж под более высокую процентную ставку (15-18%). Однако это более выгодно для заемщика, чем выплаты по потребительскому кредиту.
Примечательно, что еще несколько лет назад городскими властями планировалось строительство гаражей и дальнейшая их продажа в ипотеку. При этом государство должно было компенсировать две трети процентной ставки из собственных средств. Однако пока из плана выполнен только первый пункт – само строительство «народных гаражей». К слову, генеральный директор «МИЦ-Девелопмент» (ГК «МИЦ») Сергей Хорошков считает, что «народные гаражи» пользоваться особым спросом потребителя не будут. «Дело в том, что размещение «народных гаражей» на отдаленных территориях района неудобно для людей, ежедневно пользующихся автомобилем», - сообщает специалист.