Новая автоматизированная система управления воздушным движением для Московского укрупненного центра в установленные сроки создана не будет, – такой прогноз делают специалисты Московского центра АУВД. Основной поставщик оборудования и программного обеспечения для строящегося Центра управления полетами (ЦУП) МЦ АУВД – ОАО «ВНИИРА» – нарушил сроки приемо-сдаточных испытаний новой АС УВД, которая должна прийти на смену АС УВД «ТЕКРАС».
На сегодняшний день «ТЕРКАС» работает уже более 31 года и считается устаревшим. Решение о необходимости создания новой системы было принято Правительством России в 2009 году, одним из ключевых условий был выбор отечественного производителя. На реализацию проекта было выделено 2,3 млрд рублей. Разработкой новой системы занялось санкт-петербургское ОАО «ВНИИРА» – единственное российское предприятие, заявившее о готовности создать современное оборудование и программное обеспечение для работы диспетчеров Московского авиаузла.
Изначально ввод нового ЦУП и АС УВД был запланирован на декабрь 2011 года. Тогда ОАО «ВНИИРА» оказалось не готово к сдаче объекта, и сроки были перенесены на год. Но и сейчас специалисты МЦ АУВД с сомнением относятся к возможности своевременного запуска нового оборудования.
Приемо-сдаточные испытания новой АС УВД по графику ОАО «ВНИИРА» должны были пройти с 3 по 21 сентября в здании строящегося Центра управления полетами. Планировалось, что по результатам испытаний специалисты Московского центра оценят готовность новой автоматизированной системы УВД и примут решение о возможности проведения эксплуатационных испытаний. За 10 дней до начала испытаний во ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» должно было прийти уведомление о начале работ, однако уведомление так и не пришло, и испытания так и не начались. Информации о новых сроках приемо-сдаточных испытаний в МЦ АУВД до сих пор нет.
«Все, что мы знаем на сегодняшний день о новой системе – это результаты заводских испытаний, проходивших в июле в Санкт-Петербурге, – говорит руководитель экспертной группы по новому ЦУПу МЦ АУВД Михаил Ватулин. – Членов экспертной группы ознакомили с функциональностью нового оборудования и степенью готовности программного обеспечения, но основные возможности, призванные увеличить пропускную способность и безопасность полетов, были представлены только теоретически. Практически к решению данных задач ОАО «ВНИИРА» еще только планирует приступить и на это может потребоваться от полутора до двух лет».
Эксперты также отмечают, что заводские испытания проводились без использования реальной радиолокационной информации и без привязки к реальным планам полетов, что не дает возможности оценить готовность системы для Московской воздушной зоны.
Тем временем службы технической эксплуатации МЦ АУВД выполняют поддержание систем «ТЕРКАС». По оценкам специалистов поддержание аппаратурной базы «ТЕРКАС» с учетом наличия резервно-вспомогательной системы РК «Москва-Резерв» возможно в пределах нескольких ближайших лет. В МЦ АУВД разработан план поддержания действующей АС УВД до конца 2013 года.
Справка
Московский центр автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД) введен в эксплуатацию в 1981 году и предназначен для обслуживания воздушного движения в Московском узловом диспетчерском районе, на трассах и вне трасс в пределах Московской зоны Единой системы организации воздушного движения, а в 2006 году был введен филиалом в структуру ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».