Компании СИБУР и «Газпром нефть» приняли участие в строительстве экспериментального участка дороги на подъезде к пос. Тундрино в Ханты-мансийском автономном округе. Дорожное покрытие уложено с использованием геосинтетики и полимерно-битумного вяжущего (ПБВ) – инновационных дорожных материалов, применение которых позволит увеличить срок эксплуатации и безопасность дорог.
Совместный проект Правительства Ханты-Мансийского автономного округа компаний «СИБУР» и «Газпром нефть» и стартовал в августе. Ранее компании заключили с органами государственной власти региона Меморандум о намерениях по реализации на территории автономного округа пилотного проекта в сфере дорожного строительства с применением современных материалов и технологий.
Один километр двух полосной автомобильной дороги был разделен на 5 секторов по 200 метров каждый. Первые три сектора представляют собой отдельный конструктив дорожного полотна с использованием соответственно геотекстиля, георешетки и полимерно-битумных вяжущих, четвертый – включает в себя ПБВ и георешетку. Пятый сектор экспериментального участка выполнен с использованием двух материалов - георешетки и ПБВ, но с меньшим количеством щебня. Благодаря применению геосинтетики и модифицированного битума на этом секторе был произведен пересчет проектной конструкции дорожного полотна. В результате удалось снизить общую стоимость строительства отдельно взятого сектора длиной 200 м на 255 тысяч руб. при сохранении качества дороги за счет уменьшения толщины основания дорожной одежды на 10 см.
Контролировать процесс укладки материалов и строительство объекта была приглашена отраслевая научно-исследовательская организация – Уральский филиал ФГУП «РОСДОРНИИ». Специалисты РОСДОРНИИ продолжат наблюдение опытного участка в течение двух лет эксплуатации, после чего представят свои заключения о состоянии каждого сектора дороги.
«В силу целого ряда причин широкомасштабные исследования, например, влияния ПБВ на срок службы асфальтобетонных покрытий, в России не проводились, - отметил генеральный директор РОСДОРНИИ Константин Могильный. – Пока отечественные тенденции в данном направлении обусловлены положительным опытом применения ПБВ и геосинтетических материалов за рубежом. Так, например, по данным международных ассоциаций в некоторых странах ЕС доля ПБВ от общего объема битума используемого в дорожном строительстве достигает 10-20 %».
Российские производители уверены, что применение геосинтетических материалов сокращает время строительства, позволяет окупить издержки на геоматериалы за счет уменьшения толщины слоя щебеночного основания. ПБВ же значительно повышают долговечность дорожного покрытия. Трассы, построенные с применением ПБВ, привлекательны в первую очередь для автолюбителей, потому что на 13-18% уменьшается износ шин, снижается уровень шума при движении автотранспорта на 6-8 децибел, а за счет более надежного сцепления колеса с дорогой повышается безопасность дорожного движения.
«Одним из препятствий широкого применения высокотехнологичных дорожных материалов в России является несовершенство нормативной базы по дорожному строительству, - сказал заместитель Председателя Правления ООО «СИБУР» Кирилл Шамалов. – Для обоснования использования того или иного материала при строительстве дороги требуются результаты многолетних испытаний, учитывающих многообразие климатических зон нашей страны. Поэтому Министерство транспорта и Росавтодор, российские НИИ и мы - производители современных материалов – участвуем в строительстве экспериментальных участков, ведем мониторинг и собираем статистические данные, которые необходимы для актуализации СНиПов и ГОСТов. Надеемся, что наш опыт в ХМАО послужит основой для расширения применения полимерно-битумных вяжущих и геосинтетических материалов в России».
Информационная справка
СИБУР производит высокотехнологичные материалы, используемые при строительстве автомобильных дорог: термоэластопласты, придающие традиционному битуму улучшенные характеристики, и геосинтетические материалы.
Компания «Газпром нефть» является крупной вертикально-интегрированной нефтяной компанией, имеющей специализированное битумное подразделение. На НПЗ компании, расположенных в Москве, Омске, Ярославле и Сербии, выпускается широкий ассортимент битумной продукции, включая полимерно-битумные вяжущие и битумные эмульсии.
Бутадиен-стирольные термоэластопласты используются при производстве полимерно-битумных вяжущих (ПБВ). ПБВ, в свою очередь, – одна из составляющих верхнего слоя асфальтобетонного покрытия современных дорог, существенно продлевающая срок их службы с 3–4 лет (при использовании традиционных дорожных битумов) до 7–10 лет. ПБВ значительно повышает прочность, трещиностойкость, теплостойкость, сдвигоустойчивость, водо- и морозостойкость дорожного покрытия. При этом удорожание общей стоимости строительства автомобильной дороги при использовании ПБВ составляет не более 1%. Практика применения ПБВ широко распространена в США, Европе и Китае.
Применение геотекстиля и георешеток с высокими показателями разрывной нагрузки позволяет укрепить дорожное покрытие благодаря разделению и армированию слоев насыпного материала, равномерному распределению давления на основание и улучшению условий отвода воды. Использование геосинтетики позволяет строителям обеспечить существенную экономию средств. В России существует дефицит подобных материалов, значительная часть их импортируется.