Учёт и контроль материалов в строительстве – область проблемная. Связано это с рядом аспектов: низким уровнем дисциплины, отсутствием чёткого планирования в проведении работ, а, соответственно, и отсутствием чёткой поставки ресурсов, постоянными авралами, которыми сопровождается закупка ресурсов.
С чего начать?
Тем не менее, меры по минимизации незапланированных закупок, издержек, нецелевого использования ресурсов предпринимать необходимо. Как вы понимаете, без специализированных программ сделать это не удастся. Держать всех сотрудников «на тумбе» и требовать корректного ведения учёта вручную или с помощью программ, которые подходят для складских и логистических служб торговых предприятий, но не для строительных компаний, просто неэффективно.
На первый взгляд может сложиться впечатление, что учёт материалов везде одинаков. Это не так.
В строительстве он сопряжен с массой аспектов, о которых в торговле речи вовсе не идёт. В дополнение ко всему, одним из заблуждений выступает мнение о том, что полностью автоматизировать бизнес-процессы на строительном предприятии нет необходимости. Многие строительные компании считают, что достаточно взять лишь отдельные области, такие как оперативное управление денежными средствами, управление складскими запасами и управление ремонтом и оборудованием, не принимая во внимание учёт договоров, планирование и другие важные аспекты.
В строительстве такой подход плох, поскольку все процессы связаны между собой и представляют единую структуру.
Правильнее начинать с учёта договоров, фиксируя при этом все остальные составляющие, а не наоборот. В частности, в договорах есть сроки выполнения работ, а к приложениям к договорам в строительстве прикрепляются сметы и графики производства работ. Следовательно, есть обоснованные сведения для составления графиков поставки материалов. То есть, начинать надо с формирования плана поставок и только тогда, когда планы и графики уже утверждены, надо уделять внимание жёсткому контролю их исполнения.
Стоит заметить, что для упорядоченного учёта материалов в строительстве, нужно проводить комплекс мероприятий, т.к. эта область ресурсного планирования довольно сложная. Решить её каким-то единственным способом не удастся. В рамках данной статьи говорить обо всех аспектах темы учёта материалов мы не станем, но один совет будет вполне разумен.
Совет
Безусловно, в один день актуализировать и систематизировать учёт и контроль материалов в строительстве крайне сложно. Однако сказать, что сделать это невозможно, – нельзя. Генеральный директор компании «АЛТИУС СОФТ» Андрей Травкин даёт несколько советов по этому поводу:
Во-первых, при контроле затрат на материалы учитывайте текущую стоимость материалов, сравнивайте её с плановой стоимостью.
Во-вторых, не перекладывайте этот контроль на бухгалтерию, т.к. бухгалтер не знает плановых показателей и считает затраты в конце отчётного периода, а иногда только при закрытии объекта.
В-третьих, постоянно отслеживайте изменение цен разных поставщиков и при возможности заключайте договоры поставки на более выгодных условиях.
В-четвертых, при планировании и контроле поставок учитывайте сроки выполнения работ по объектам и списание материалов в строгом соответствии с объёмами выполняемых работ (контролируйте нормы расхода материалов).
Вывод из этого один: ищите специализированную программу, ориентированную прежде всего на решение острых проблем именно в строительной отрасли.
Полная версия материала на http://www.altius.ru/?alias=News2&id=318