23 июля в Российской Федерации вступил в силу законопроект об отмене договора поручительства как способа обеспечения контракта.
20 июля 2012 г. был принят закон No.122 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данный закон вступил в действие 23 июля 2012 года, с момента его публикации в Российской газете.
До принятия данного закона в России существовало 3 вида обеспечения контракта: договор поручительства, банковская гарантия и перечисление денежных средств на депозитный счет заказчика. Предоставление обеспечения контракта являлось и является обязательным условием для участия в открытом электронном аукционе на территории всей Российской Федерации.
"Отмена данного вида обеспечения контракта повлияет главным образом на представителей малого бизнеса. Ведь основным преимуществом договора поручительства были - низкая стоимость и доступность", - говорит тендерный специалист «Информационного агентства Бико», создавшего крупнейшую поисковую систему по тендерам bicotender.ru, Эльмира Кадырова.
Компании, которые существуют на рынке менее двух лет и имеют мизерные бюджеты или даже нулевые балансы, практически лишены возможности получить банковскую гарантию. Банки, как правило, выдвигают высокие требования к желающим получить банковскую гарантию. Что же касается перечисления денежных средств на счет заказчика, этот способ часто не доступен даже представителям среднего бизнеса, так как подразумевает вывод крупных денежных средств из активов компании.
С отменой договора поручительства из участия в процессах государственных закупок выпадет большая часть малых организаций, что нарушает нормы Федерального закона о защите конкуренции, а также принципа конкуренции, закрепленного в Федеральном законе о контрактной системе.
Сами власти на вопрос о том, что послужило принятию закона, ссылаются на стремительный рост недобросовестных поручителей. По данным Информационного агентства Бико, создавшего крупнейшую поисковую систему по тендерам, на сегодняшний день более 80% организаций, выступающих в качестве поручителей, на деле оказываются мошенниками.
"Совершенно не понятно для чего были необходимы такие радикальные меры, когда можно было просто ужесточить требования к поручителям. На пример у нас существует официальный черный список недобросовестных поручителей. Можно было бы создать еще и реестр добросовестных поручителей. Закрепить на законодательном уровне процедуру регистрации организации в качестве поручителя, после прохождения которой, организация будет внесена в соответствующий реестр ", - заключила Эльмира Кадырова.