По традиции Стенли Рут, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли, PwC в России, рассказал о результатах первого полугодия 2012 года на рынке легковых автомобилей в России. На этот раз он также обсудил зависимость устойчивого развития автомобильной отрасли в России от эффективной системы утилизации старых автомобилей.
В первом полугодии 2012 года продажи новых легковых автомобилей в России выросли на 15% в количественном выражении и на 26% в денежном по сравнению с первым полугодием 2011 года. Значительный прирост продаж показали иномарки российского производства, которые в настоящее время занимают 45% рынка (в 1 полугодии 2011 года – 38%).
Приход иностранных автопроизводителей, введение требований по локализации и государственные меры поддержки отечественного автопрома способствовали развитию автомобильной отрасли России. Годовое производство автомобилей увеличилось на 70% с 2002 по 2011 год (около 1 млн в 2002 году и 1,7 млн в 2011 году). Наряду с производством рос и объем автопарка автомобилей, с 2002 года по 2011 год он увеличился на 58%.
По расчетам PwC, через 10 лет ежегодные продажи легковых автомобилей в России может превысить 3,5 млн штук в год. Также мы ожидаем, что в течение следующих 10 лет совокупное количество проданных новых легковых автомобилей в России будет равно текущему количеству легковых автомобилей на дорогах страны.
По мере того, как новые автомобили будут обретать своих владельцев, возникнет необходимость в утилизации старых автомобилей, выходящих из эксплуатации. Жизнеспособная и самоокупающаяся утилизационная инфраструктура является неотъемлемым условием устойчивого развития автомобильной отрасли в России.
При условии, что российский авторынок достигнет среднеевропейского уровня ежегодно утилизируемых автомобилей в 6% автопарка, равного 35 млн шт., ежегодно в России необходимо будет утилизировать 2 млн автомобилей, или около 20 млн в течение десяти лет. Кроме того, в течение следующих десяти лет потребуют утилизации и те 10 млн автомобилей, возраст которых больше 15 лет.
Для эффективной организации утилизации выбывших из эксплуатации автомобилей необходимо развитая инфраструктура, включающая в себя:
• пункты приема отслуживших автомобилей;
• предприятия по разборке и монтажу вышедших из эксплуатации авто;
• шредерные заводы.
В краткосрочном периоде государство может простимулировать создание рентабельного бизнеса за счет субсидирования строительства инфраструктуры или за счет дотаций для покрытия операционных расходов утилизационных предприятий.
Базой же для организации всей системы утилизации должно стать принятие закона, который бы определял роли автопроизводителей, импортеров, представителей бизнеса и автовладельцев в процессе утилизации автомобилей.