На сегодняшний день велосипед является не только самым полезным видом транспорта, но и одним из самых популярных в мире. В таких странах, как Китай, Нидерланды, Финдяндии, Дания, США велосипед давно стал излюбленным и массовым способом передвижения в городском пространстве. Россия тоже не отстает: эксперты полагают, что к следующему году количество любителей здорового образа жизни в Москве вырастет с отметки 3,5 до 4 млн. человек. Но, несмотря на это, в Москве по-прежнему сложно ездить на велосипеде: наша столица застраивается таким образом, что велосипедам здесь просто не находится места. Однако ситуация еще может поменяться, говорят специалисты ГК «МИЦ», и скорее всего, этот процесс начнётся с Подмосковья.
Россияне любят велосипед не меньше, чем жители Западной Европы или США, но вот условий у нас, к сожалению, для развития этого вида транспорта пока почти нет. Как в столице, так и в регионах сегодня нет ни специальной дорожной инфраструктуры для велосипедистов, ни оборудованных стоянок. Поэтому велосипедистам приходится либо пробираться по обочинам дорог, рискуя попасть под колеса машин, либо передвигаться по тротуарам, создавая трудности пешеходному потоку. Что примечательно, новая недвижимость, появляющаяся в Москве и Подмосковье, точно так же, как и старая, не предполагает никакой инфраструктуры для двухколесных участников городского движения. В итоге создается впечатление, что строители просто игнорируют проблему велосипедного транспорта. По данным экспертов, сегодня только 1% новостроек в Подмосковье учитывает интересы велосипедистов. Поэтому большинство использует этот вид транспорта либо для развлечения, либо в оздоровительных целях – но не для полноценного передвижения. Трудность порой даже не в том, чтобы ездить по улицам – возникает проблема хранения: не каждый готов ежедневно поднимать велосипед на N-ный этаж (даже при наличии лифта), не у каждого в квартире найдется место для «железного коня», а велогаражей, как, например, в Канаде или Скандинавии, у нас нет.
В то же время преимущества велосипеда налицо: он способствует улучшению экологической обстановки, повышает мобильность горожан, разгружает дороги, улучшает социальную атмосферу. Кроме этого, велосипед – это та самая активность, которой зачастую так не хватает современным городским жителям. Да и траты на него минимальны: бензин ему не нужен, ремонт в большинстве случае тоже обходится относительно недорого. Иными словами, одни плюсы, а городские власти вкупе с застройщиками почему-то до сих пор этого не замечают.
И все же ситуация должна перемениться к лучшему, и перемены начнутся с ближнего Подмосковья. По мнению специалистов ГК «МИЦ», толчком для развития велоинфраструктуры станет не что иное, как пробки. Транспортная доступность большинства близких к столице городов сегодня остается очень низкой, особенно страдают жители тех населенных пунктов, где нет железнодорожного сообщения. Переход части пассажиров на велосипедный транспорт мог бы разгрузить дороги хотя бы в весенне-летний период. Да и застройщики со временем придут к выводу, что создание небольших велогаражей или велопарковок не намного повысит стоимость строительства, зато может стать дополнительным фактором привлечения покупателей. На сегодняшний день уже несколько ЖК обещают создать благоприятные условия для велосипедистов в Москве и Подмосковье: это ЖК «Левобережный», мкрн. Катюшка (Лобня), ЖК «Опалиха О2» (Пятницкое шоссе); ЖК Суханово парк (Ленинский район); ЖК «Жемчужина Коренево» (Люберецкий район); Мкрн. «Новое Бисерово» (Горьковское шоссе); Микрогород в лесу (Пятницкое шоссе); новые микрорайоны Зеленограда, район новой застройки «Сколково». В каждом из перечисленных ЖК будут созданы специальные велопарковки, много маршрутов для велопрогулок, будет возможность сезонного хранения велосипедов в кладовке.