В пятницу, 1 июня 2012 года, в Сочи в рамках VII Международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520» состоялся круглый стол, посвященный локализации производства в России железнодорожной техники и элементов инфраструктуры зарубежных поставщиков.
В работе круглого стола приняли участие Старший вице-президент ОАО «РЖД», Президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович, генеральный директор ООО «Центр инновационного развития СТМ», вице-президент НП «ОПЖТ» Антон Зубихин, заместитель генерального директора - технический директор ЗАО «Трансмашхолдинг», Председатель Комитета по координации локомотивостроения и их компонентов НП «ОПЖТ» Владимир Шнейдмюллер, генеральный директор ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш»-Группа РПМ, Председатель Комитета по координации производителей компонентов инфраструктуры и путевой техники Евгений Яковлев.
Основной темой разговора стал вопрос локализации иностранного производства в России. Участники круглого стола говорили о необходимости объединения научно-производственных активов производителей пространств 1520 и 1435 для создания подвижного состава нового поколения, о том, что инжиниринговые центры должны стать основой эффективной адаптации опыта и технологий в процессе локализации производств, а также о передовых разработках зарубежных и отечественных компаний.
По словам Валентина Гапановича, ОАО «РЖД» выдвигает к зарубежным производителям техники требование локализации производства в России.
В качестве примера такого сотрудничества он привел контракт на поставку электропоездов «Ласточка» (Desiro Rus) производства «Сименс АГ». Только первые 38 составов будут целиком выпущены в Германии, следующие 16 поездов построят с локализацией компонентов в России на уровне 20 процентов. К 2017 году этот показатель вырастет до 80 процентов. Всего на совместном предприятии ЗАО «Группа Синара» и «Сименс АГ» в Свердловской области планируется произвести 1200 вагонов электропоездов «Ласточка».
Валентин Гапанович подчеркнул, что локализация касается не только производства продукции, но и сервисных процедур. Так, в системе обслуживания высокоскоростного поезда «Сапсан» работают только два специалиста из компании «Сименс АГ», основную часть персонала составляют российские специалисты.
Среди других проектов локализации производств в ходе круглого стола были названы запуск производства кассетных подшипников SKF в Твери, систем управления движением поездов на ОАО «ЭЛТЕЗА» с участием «Бомбардье Транспортейшн», грузовых вагонов – с «Татравагонкой».
На станции Лужская-сортировочная, вблизи морского порта Усть-Луга будет реализован совместный проект «Сименс» и ОАО «РЖД» - система автоматизации и механизации сортировочного процесса. К 2017 году локализация производства горочного оборудования достигнет 80 процентов. Компания «Кнорр-Бремзе» адаптировала под российские требования компрессоры и воздухораспределители для тормозного оборудования подвижного состава.
Как подчеркнул Валентин Гапанович, для трансферта инновационных технологий большое значение имеет локализация знаний зарубежных партнеров. С этой целью в России создаются совместные инжиниринговые центры.
– Инжиниринговые центры – это дорога с двусторонним движением. В них не только российские специалисты перенимают опыт и технологии, но и представители зарубежных компаний получают знания о специфике работы железных дорог России и, соответственно, требованиях к производимой технике, – сказал старший вице-президент ОАО «РЖД».
В тексте использованы материалы сайта ОАО «РЖД».
Некоммерческое партнерство «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ») образовано для системной координации деятельности предприятий отрасли, которая призвана на основе интеграции финансовых и интеллектуальных ресурсов способствовать инновационному технологическому подъему на железнодорожном транспорте и в отечественном машиностроении.