Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела онлайн-конференцию «Новое правительство: смена команды, но не курса?» Ее участники отмечают, что, несмотря на обновление руководящего состава министерств и некоторое изменение ведомственной структуры, новый кабинет министров сохранит преемственность курса прежнего правительства.
Новый кабинет министров существенно отличается как по структуре, так и по кадровому составу от прежнего правительства, отмечают участники организованной «ФИНАМом» конференции. «Кабинет сформирован исходя из разных факторов: внешних обязательств (например, Минтруд, Министерство Дальнего Востока и Сибири и Министерство открытого правительства), сохранение курса (Минпромторговли, Минфин), лояльности премьеру (профильные вице-премьеры), электоральной конъюнктуры (молодой Никифоров) и других. Поэтому правительство получилось эклектичным. Самое важное – нет представителей от частного бизнеса, хотя переговоры, как известно, велись», - говорит ведущий аналитик Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов.
Смена правительства не изменит его идеологии, считает политолог Станислав Белковский: «Главный предмет деятельности кабинета министров – управление финансовыми потоками, и более ничего. Прорывных реформ и вообще программы созидания не предвидится. Фигуры типа Дворковича – Никифорова в правительстве призваны продемонстрировать якобы “новый”, “технократический” подход. Чтобы убедить активную часть российского общества, что ее требования, концентрированно сформулированные на Болотной площади/проспекте Сахарова, вроде как услышаны».
Обновление правительства – системный шаг, призванный «пробить» ту кадровую пробку, которая начала вырисовываться в стране, и привлечь следующее поколение во власть, полагает директор Центра либерально-консервативной политики им. Столыпина и Струве Александр Казаков: «“Люди Медведева” и “люди Путина” – это очень расплывчатые понятия. Понятно, что правительство формировалось таким образом, чтобы удовлетворить интересы как Путина, так и Медведева, сделать их работу не только эффективной, но и комфортной. Так что правительство можно назвать компромиссным». Власти нужно было показать новые лица, нужно было отобрать именно тех людей, с которыми Медведеву будет комфортно работать, соглашается генеральный директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
Помимо прогнозируемых персоналий в правительстве Медведева появился ряд новых фигур. «Обновление и преемственность курса – такой был лозунг при формировании кабинета министров, напоминает г-н Казаков. – Поэтому по-настоящему удивило только два назначения: Ишаев во главе Министерства по Дальнему Востоку и Мединский во главе Минкульта. Что касается последнего, то это назначение, как мне кажется, знаковое. И единственное, которое имеет отношение к публичной политике, так как Мединский – единственный министр, который является по духу и по деятельности идеологом». В свою очередь, для г-на Минченко неожиданным оказалось назначение Никифорова на Министерство связи и информации, а также Новака на пост главы Минэнерго: «Он очень хороший менеджер, но не эксперт по энергетике».
Впрочем, г-н Абзалов считает обновление кабмина весьма условным: «В отдельных отраслях профессионалы появились. Минкомсвязи возглавил представитель Татарстана, где уже повсеместно вводиться электронные дневники, а система электронного правительства – одна из самых продвинутых с РФ. Голодец, в принципе, достаточно эффективна в трудовых отношениях. Работала в “Норникеле”. А в целом, большая часть кабинета – это замминистры и руководители департаментов аппарата правительства».