Практика офиса «Университет», специализирующегося на продаже вторичных квартир с отделкой «под ключ», показывает, что средний срок экспозиции объектов бизнес-класса с профессиональным дизайнерским ремонтом составляет 2-4 месяца, а эксперимент с квартирами в московских домах-новостройках позволил свести этот срок к минимуму – объекты нашли своих покупателей еще на стадии ремонта.
Одним из важных уроков, который застройщики вынесли из кризиса – стало расширение форматов предложения, так на рынке новостроек появились предложения квартир с полной отделкой, т.е. уже готовых к проживанию. На сегодня, по некоторым оценкам, объем предложения таких московских новостроек в экономклассе составляет 20%. На долю объектов, где отделка может быть выполнена за отдельную плату, приходится еще порядка 30% в общей структуре предложения. При этом, стоимость чистовой отделки составляет 9-15 тыс. руб./за кв.м., стоимость отделки "под чистовую" составляет 4 тыс. руб./за кв.м.
Новые объекты экономкласса в Москве в целом – востребованный и очень дефицитный продукт. Конечно, месторасположение вновь возводимых «панелек» по канонам бизнес-класса оставляет желать лучшего, но люди стремятся к более комфортным жилищным условиям хотя бы за счет большего метража и качества ремонта.
Как правило, такое жилье приобретается для жизни, доля инвестиций – минимальна, а потому покупатели предпочитают въехать сразу в готовую квартиру. Правда, отделка отделке рознь. Далеко не все застройщики, использующие эту опцию как дополнительное конкурентное преимущество своих объектов, опираются на современные представления о качестве работ и отделочных материалов.
Принято считать, что «адекватный» бюджет на отделку квартиры составляет 25% ее стоимости. Действительно, квартиры бизнес-класса предполагают использование, например, дорогих деревянных стеклопакетов, хорошего паркета, импортной плитки, бытовой техники лучших западных брендов. Для отделки жилья экономкласса допустимы пластиковые окна, ламинат, техника бюджетного уровня и т.п.
«Так, если основной объем предложения объектов Офиса «Университет», представленный в сегменте бизнес-класса, попадает в ценовой диапазон 16-20 млн рублей, то стоимость объектов экономкласса, выполненных с соблюдением тех же стандартов, не превышает 10 млн рублей, что значительно расширяет круг потенциальных покупателей», – отмечает Алла Вишневская, управляющий партнер офиса «Университет» холдинга «МИЭЛЬ» –
«Многолетняя практика показала, что средний срок экспозиции квартиры «под ключ» в бизнес-сегменте, несмотря на более дорогой ценник по сравнению с аналогами, непригодными для жизни, составляет 2-4 месяца. А эксперимент с новостройками экономкласса показал, что спрос на такие объекты настолько велик, что они находят своего покупателя еще на стадии ремонта».