Подведены итоги проектов Научно-исследовательского центра «Геодинамика» МИИГАиК по подготовке исходных геопространственных данных в системе координат WGS-84 для аэродромов и воздушных трасс Кыргызской Республики — первой из центрально-азиатских стран СНГ перешедшей на международные стандарты деятельности гражданской авиации.
12 апреля 2012 года в Бишкеке состоялся семинар-практикум «Геодезическая съёмка на гражданских аэродромах и воздушных трассах в системе координат WGS-84», организованный Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) совместно с ОАО «Международный аэропорт «Манас» и ГП «Кыргызаэронавигация». Участникам, а это руководители и ведущие специалисты авиационных администраций и предприятий аэронавигации стран СНГ, были представлены результаты реализованных в октябре 2011 — апреле 2012 года проектов НИЦ «Геодинамика» МИИГАиК по подготовке исходных геопространственных данных в международной системе координат WGS-84 для аэропортов «Манас» (Бишкек), «Ош» (Ош), «Тамчи» (Иссык-Куль) и воздушных трасс Кыргызстана.
Работы велись в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики № 317 от 08.08.2007 «О внедрении в деятельность гражданской авиации Кыргызской Республики Всемирной геодезической системы координат 1984 года (WGS-84)», а также стандартами и рекомендованной практикой ИКАО. Поддержку проектов осуществляла Государственная картографо-геодезическая служба Кыргызской Республики, аудит — комиссия независимых экспертов, сформированная МАК.
Как следует из заключения комиссии, результаты инженерно-геодезических изысканий полностью соответствуют требованиям Руководства по Всемирной геодезической системе — 1984 (ICAO, Doc 9674 — AN/946).
НИЦ «Геодинамика» МИИГАиК давно и успешно занимается подготовкой аэронавигационных данных для российских аэропортов и центров Госкорпорации по ОрВД, в 2008 — 2010 годах проекты, подобные кыргызским, были реализованы в Беларуси. Именно поэтому руководство МАК, выступающее координатором работ в рамках Дорожной карты ИКАО на территории СНГ, посчитало целесообразным обобщить опыт НИЦ «Геодинамика» МИИГАиК и детально рассмотреть такие вопросы, как:
- переход на международные стандарты (преимущества, ключевые этапы, типичные проблемы и способы их разрешения);
- обеспечение единства и целостности аэронавигационной информации при организации работ в системе координат WGS-84 на аэродромах и трассовых объектах;
- регламентное геодезическое обслуживание аэропортов.
Непосредственно же для Кыргызской Республики, первой из центрально-азиатских стран СНГ осуществившей перевод геопространственной информации для аэронавигации на международные стандарты, указанные проекты — серьёзный шаг по реализации начальных этапов Дорожной карты ИКАО и переходу от САИ к УАИ (от служб аэронавигационной информации к управлению аэронавигационной информацией), а в ближайшей перспективе — внедрению современных процедур организации воздушного движения с использованием данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), ГИС-технологий, созданию цифровых моделей рельефа (ЦМР), картографических баз данных аэропортов (AMDB), осуществлению ряда иных мер, качественным образом влияющих на повышение уровня безопасности полётов и привлекательности Кыргызстана для международных авиаперевозчиков.