По словам экспертов, рынок кредитования малого бизнеса в России еще очень далек от насыщения, а в области микробизнеса, то есть у компаний с годовым оборотом менее 60 млн рублей, потребность в заемных средствах еще выше. Так, в 2011 году общий объем займов, выданных микрофинансовыми организациями, превысил 35 млрд рублей. Для сравнения: четыре года назад его оборот составлял всего 11 млрд рублей. По данным Национального партнерства участников микрофинансового рынка, за прошлый год рынок микрофинансирования вырос на 34%, что более чем в два раза выше показателя 2010 года. Более 80% выданных займов приходится сейчас на финансирование малого бизнеса и около 20% — на займы физическим лицам.
Интерес потенциальных заемщиков к таким кредитам постоянно растет. Поэтому на рынке есть кредитные учреждения, которые активно работают с малым и средним бизнесом. "На данный момент компания "Финотдел" предлагает три основных продукта: "Экспресс", "Беззалоговый" и "Обеспеченный", которые позволяют закрыть основные потребности микробизнеса и индивидуальных предпринимателей. Каждый предприниматель может выбрать для себя лучшее: кто-то экономит деньги, а кто-то — время и силы на сбор бумаг",— рассказывает Татьяна Юрина, генеральный директор микрофинансовой компании "Финотдел". По ее словам, одновременно с этими основными продуктами компания разрабатывает линейку сезонных продуктов, поддерживающие оперативную смену коллекций, ввод нового ассортимента, расширение точек открытой торговли. Беззалоговые займы и экспресс-займы без поручителей на небольшие суммы, выдаваемые различными МФО, являются необычайно востребованным продуктом, так как максимально отвечают запросам бизнесменов, которые не в состоянии предоставить в залог недвижимость, акции или автопарк. "Российские бизнесмены ценят высокую скорость рассмотрения заявок и оперативность предоставления средств, лояльное отношение компании к кредитной истории и простоту оформления документов",— добавляет Татьяна Юрина.
Сегодня более 80% выданных займов приходится на финансирование малого бизнеса и около 20% — на займы физическим лицам.
В первую очередь предприниматели просят кредиты на пополнение оборотных средств. Индивидуальный предприниматель Елена Кузнецова, занимающаяся ритейлом на протяжении пяти лет неоднократно пользовалась кредитными ресурсами. "Как правило, это краткосрочные кредиты на пополнение оборотных средств — на закупку коллекций нового сезона. При открытии новых магазинов часть инвестиций — ремонт, покупка торгового оборудования — финансировалась за счет долгосрочных кредитов. Кредитование помогло нам развиваться быстрее, чем это могло быть, работай мы исключительно на собственных источниках",— говорит предприниматель. По ее словам, особенно это было заметно во время кризиса и после него. "За последние два года нам удалось стабилизировать работу в уже действующих магазинах и открыть отличный проект франчайзинга женской одежды",— добавляет она.