5 июля 2012 года в Москве, в ГК «Президент-Отель» состоится III Бизнес-форум «Финансирование реального сектора экономики: механизмы государственной поддержки».
Несмотря на то, что эксперты еще в конце 2011 года нарисовали довольно пессимистичную картину развития мировой и российской экономики в году текущем, многие из них единодушны в том, что надежда на окончательное преодоление последствий мирового кризиса есть – и связана она с реальным сектором.
Разумеется, о его стабилизации и устойчивом росте можно всерьез говорить лишь в контексте тесного взаимодействия с финансово-банковским сектором. По данным за 2011 год, российские банки увеличили кредитование реального сектора экономики на 26% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года – выдающийся показатель со времени начала мирового кризиса. Однако, по мнению экспертного сообщества, в 2012 году России придется столкнуться с замедлением роста кредитования корпоративных клиентов. Это связано, прежде всего, с угрозами повторения кризисных явлений: высокая волатильность на финансовых рынках и рост ставок на межбанковском рынке отражают эти опасения. Удорожание ресурсов банков, в свою очередь, ведет к повышению кредитных ставок, что существенно сужает круг заемщиков.
С другой стороны, в условиях экономической нестабильности сами заемщики из числа предприятий реального сектора стремятся сокращать долговую нагрузку, а не набирать новые кредиты. В результате, если доля банковского кредитования в финансировании реального сектора и так была традиционно мала в нашей стране (всего 5% от инвестиций в основной капитал), то сейчас, когда экономика находится в неустойчивой фазе, связь реального и финансового сектора рискует стать совсем зыбкой.
В этой ситуации стороной, которая заинтересована в восстановлении и развитии реального сектора и способна направить в него денежные ресурсы, является государство.
Среди возможных мер – не только финансовые, но и надзорные. Как показал опыт 2011 года, ужесточение банковского регулирования и надзора после периода антикризисного послабления стало одним из факторов риска для деятельности банков. Внесенные изменения в инструкции Банка России регулируют оценку активов, подверженных риску, расчет рыночного риска и объемы резервирования. По некоторым оценкам, данное решение может привести к повышению ставок по кредитам реальному сектору на 1–1,5%, а российская экономика в результате недополучит кредитов на сумму до 3 трлн. рублей.
Таким образом, государство имеет возможность, регулируя надзорную политику в банковском секторе, влиять как на повышение, так и на снижение процентных ставок по кредитам. К сожалению, пока система регулирования только усложняется: существует уже более 1600 инструкций Центробанка для участников рынка, при этом зачастую эти инструкции противоречат друг другу. Существующие нормативы ЦБ не способствуют развитию конкуренции в банковском секторе: например, финансированием значительного числа интересных и рентабельных бизнес-проектов могут заниматься фактически всего 4-5 банков в стране. Это ничтожно мало, учитывая, что даже взятая вся целиком банковская система России пока несопоставима по размерам с российской экономикой.
Необходимо, чтобы проводимая в стране денежно-кредитная политика была направлена не только на регулирование инфляции, но и на развитие кредитования и снижение процентных ставок. Только в этом случае удастся создать условия для того, чтобы российский банковский сектор начал, наконец, полноценно выполнять свою функцию по развитию отечественной экономики.
Решение проблемы финансирования реального сектора с помощью мер государственной поддержки регулирования не ограничивается одними лишь изменениями в денежно-кредитной политике.
В не менее сложной ситуации, требующей осуществления стимулирующих финансовых и нефинансовых мер со стороны государства, находятся и получатели кредитов – предприятия. В рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса 2012» Россия поставлена на 120 место в мире, занимая наиболее низкие места по условиям для создания бизнеса, защите инвесторов, получению разрешений на строительство и подключению с электросетям. Приведенные данные свидетельствуют о том, что в нашей стране предстоит сделать еще очень много для улучшения делового климата и повышения стабильности работы предприятий, что в свою очередь будет способствовать росту их надежности как заемщиков в глазах финансовых институтов.
Другой механизм фактической поддержки предприятий, занятых в реальном секторе – государственно-частное партнерство – тоже пока не получил должного развития во многих регионах страны. В интересах власти создать правовые условия для того, чтобы инвесторы ощутили стабильность и прозрачность рынка инфраструктурных проектов.
Между тем, даже во времена неустойчивой экономической ситуации перспективным рынком кредитования в России остается малый и средний бизнес, который чаще всего ориентируется на удовлетворение повседневных потребностей людей и в меньшей степени зависит от кризисов. Также этот сегмент имеет пока невысокий уровень проникновения банковских услуг и, как следствие, обладает хорошим потенциалом развития. Государством малый и средний бизнес рассматривается как оплот социально-экономической стабильности, на его поддержку ежегодно выделяются крупные бюджетные ассигнования. Однако, даже не беря во внимание оценку эффективности этих программ, очевидно, что без устранения издержек бюрократии, контроля, регулирования и монополизма решить проблему развития бизнеса в России, повышения его инвестиционной привлекательности и кредитоспособности не представляется возможным. Сокращение административного давления на банковскую сферу, как и создание условий для прогнозируемого устойчивого развития бизнеса, предприятий реального сектора – это именно та задача, решение которой под силу государству и находится в сфере его прямых интересов.
Необходимо, наконец, изменить отношение власти к бизнесу и кредитованию, которое является основным источником развития экономики. Обеспечение реального сектора банковскими услугами – это новые возможности роста для российской промышленности, строительства и других создающих общественные ценности отраслей в условиях, когда ресурсы ограничены, а ожидания негативного развития событий все еще сильны. Используя законодательные, налоговые, финансовые механизмы государственного регулирования как реального, так и финансового сектора, мы имеем шанс объединить их потенциал для прорывного развития нашей страны.
Целью III Бизнес-форума «Финансирование реального сектора экономики: механизмы государственной поддержки» является выработка рекомендаций по принятию оптимальных государственных мер в отношении деятельности банковского сообщества и предприятий реального сектора экономики, направленных как на увеличение объемов кредитования в российской экономике, так и на повышение надежности корпоративных заемщиков. В ходе бизнес-форума состоится подробная презентация и экспертная оценка инвестиционных проектов, а также специальная сессия, направленная на установление прямых деловых контактов и проведение переговоров между участниками мероприятия.
Бизнес-форум откроет Стратегическая пленарная сессия «Взаимодействие финансового и реального сектора: что зависит от государства?», в рамках которой участники мероприятия из числа руководителей федеральных органов власти, экспертного, финансового и бизнес-сообщества выдвинут на обсуждение аудитории предложения по мерам государственной поддержки развития кредитования в России. Запланированы выступления по следующим блокам вопросов:
• Какой должна быть государственная денежно-кредитная политика, чтобы служить развитию экономики России?
• Обеспечение доступности кредитов для предприятий: что можно предпринять на государственном уровне?
• Влияние налоговой и тарифной политики на рост ставок по кредитам: где разумный баланс?
• Бизнес-активность в реальном секторе экономики: какие отрасли наиболее кредитоспособны в 2012 году и почему?
• Госзаказ как способ поддержки бизнеса: насколько эффективен и доступен этот канал финансирования для реального сектора?
• Опыт взаимодействия финансового сектора и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства: лучшие практики.
• Специфика и перспективы кредитования корпоративных заемщиков в регионах. Направления политики властей субъектов РФ по поддержке реального сектора.
• Без права на завтра: как коррупция и административные барьеры разрушают кредитоспособность российского бизнеса?
• Государственная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства: мнение банков-партнеров и компаний.
• Вступление России в ВТО: как изменится ситуация с корпоративными кредитами?
Деловую программу III Бизнес-форума «Финансирование реального сектора экономики: механизмы государственной поддержки» продолжат тематические и профессиональные сессии, на которых вопросы усиления взаимодействия финансового и реального секторов за счет принятия государственных мер будут обсуждаться в отраслевом аспекте:
«Евразийский Союз: правила игры для бизнеса и капитала»
«Вызовы системе здравоохранения России: новая модель финансирования»
«Эффективные финансовые механизмы по развитию малого и среднего строительного бизнеса России: реальность и будущие перспективы»
«Финансирование ТЭК: принципы и источники формирования инвестиционного капитала»
«Новые дороги новой России»
Практическая часть форума – 3-часовой Инвестиционный тест-драйв, в ходе которого авторы инвестиционных проектов не только представят свои разработки и получат их профессиональную оценку, но и будут иметь возможность заключить предварительные соглашения о финансировании. Ведь в презентации примут участие представители крупнейших российских финансовых институтов, банковских организаций, венчурных и инвестиционных фондов.
В течение всего дня будет работать переговорная зона TalkSquare Business Communications, где Вы сможете установить контакты с интересующими Вас участниками бизнес-форума.
Приглашаем Вас присоединиться к участникам III Бизнес-форума «Финансирование реального сектора экономики: механизмы государственной поддержки», который в очередной раз соберет лучших отраслевых профессионалов, интересных и неординарных людей российского бизнеса, ведущих финансистов, руководителей органов власти, нацеленных на диалог с деловыми кругами, журналистов крупнейших федеральных СМИ.