Не редко в сводках новостей можно встретить информацию о том, что управляющие компании завышают тарифы на коммунальные услуги. Иногда эти злоупотребления принимают ужасающие масштабы, причем грешат этим не только московские компании, но и региональные, однако столичный регион, пожалуй, сегодня находится в числе лидеров по количеству нарушений со стороны управляющих компаний. Специалисты ГК «МИЦ» предупреждают: повышать тарифы управляющие компании не имеют права!
Для начала несколько показательных примеров того, как управленцы нарушают права своих потребителей. Так, например, весной 2011 года в городе Елец УК ООО «ЛСК «Рембыттехника» решила установить тариф на горячую воду в размере 340,21 руб. за кубометр, превысив при этом среднюю стоимость горячей воды по региону в 5 раз. Конечно, жителям домов, которые обслуживала данная управляющая компания, пришлось потратить немало нервов, чтобы вернуть адекватные расценки на горячее водоснабжение.
А вот совсем свежий пример: в одном из многоэтажных зданий города Долгопрудный Московской области местная управляющая компания с 1 января 2012 г. повысила тариф на содержание и ремонт общего имущества с 38,97 руб. за кв.м. до 40,85 руб. за кв.м. Казалось бы, сумма не самая значительная, однако учитывая, что речь идет о многоэтажке, со всего дома дополнительных денег эта компания собрала бы немало. Ее руководители даже подготовились к претензиям со стороны собственников жилья, ссылаясь на то, что тарифы подняты согласно постановлению главы города №754-ПА от 26.11.2011. Однако, как показала проверка, по этому постановлению никакого повышения тарифа в 1-м полугодии 2012 не было, что говорит о незаконности повышения тарифа компанией. В договоре между жителями данного дома и этой УК прописано, что тариф за содержание и ремонт имущества берется из тарифов города, а его изменение возможно только решением общего собрания собственников, которого не было. В итоге справедливость восторжествовала, и тариф снова понизили.
А что же говорит закон о порядке работы управляющих компаний? Начать следует с того, что управляющие компании не только не могут своевольно изменять тарифы на услуги, но даже сам список этих услуг должны утверждать сами жильцы. Так, согласно п. 4.3 ст. 162 и ч. 3 ст. 164 Жилищного кодекса РФ, утверждение перечня оказываемых услуг управляющей компанией, условий их оказания и размера финансирования производится собственниками квартир на общем собрании.
Завышать тарифы управленцы тем более не могут – их размер находится в ведении властей. И хотя общефедеральных тарифов, которые бы действовали на всю страну, нет, в каждом регионе существуют свои нормы местного законодательства, который фиксируют размер тарифов для данного субъекта Федерации.
Несмотря на то, что в Жилищном кодексе РФ четко прописаны схемы взаимодействия между управляющими компаниями и собственниками жилья, первые регулярно пытаются нарушить установленные правила. К сожалению, многие наши соотечественники до сих пор не знают своих прав. Они не всегда помнят, что именно собственники жилья являются главным звеном в связке с управляющими компаниями, так как они выступают в роли работодателя и платят УК деньги за их работу. И, как это часто бывает в любом другом виде деятельности, в случае неудовлетворенности работой управляющей компании собственники имеют полное право сменить «подрядчика». У нас же зачастую получается, что не владельцы жилья диктуют свои условия, а управляющие компании, чего в принципе быть не должно.
«В настоящее время многие управляющие компании считают, что после заключения договора с собственниками они могут принимать решения, не уведомляя собственников – вводить дополнительные услуги, устанавливать на них повышенные цены и т.д., - говорит Дарья Погорельская, руководитель юридического отдела ГК «МИЦ». - Поэтому для собственников очень важно ответственно подойти к заключению договора с управляющей компании. В нем должны быть прописаны все те услуги, которые будет оказывать управляющая компания, а также все расценки на эти услуги. Любое изменение этих расценок может быть проведено только через собрание жильцов и при достижении кворума, то есть при явке более 50% собственников жилых или нежилых помещений в доме. При этом каждому из жителей управляющая компания должна предоставлять ежегодный отчет по договору, в котором указывается, сколько было собрано денег и на что они потрачены».
Заканчивая разговор о повышении тарифов, хочется еще раз напомнить, что именно собственники жилья играют определяющую роль в этом вопросе, управляющие компании в одностороннем порядке не имеют права повышать тарифы ни на один вид оказываемых ими услуг. В случае, если вы заметили нарушения со стороны своей компании, для начала обратитесь в саму УК для выяснения обстоятельств нарушения, а затем можно смело жаловать на нарушителей в жилинспекцию при местной администрации и Роспотребнадзор. Если эти организации не смогут помочь, дело решит суд.